Дом-«ветеран» на Станиславского в Ростове могут признать объектом культуры

Ростовская область, 9 декабря 2020. DON24.RU. Дом-«ветеран» на улице Станиславского в Ростове могут признать объектом культурного наследия. Согласно другому варианту, его предлагается передать инвестору, чтобы он демонтировал старинный фасад и встроил его в новое возведенное здание. Судьбу объекта обсудили представители власти и общественности сегодня в онлайн-режиме.

Предыстория происходящего

Здание под номером 39 было построено в начале XX века. Оно именуется доходным домом Науменко, а также является участником битвы за Ростов 1942 года. На фасаде сохранились многочисленные отверстия от сотен пуль и осколков немецких снарядов. Недавно в этом заброшенном доме случился пожар. Чтобы здание не обрушилось и чтобы избежать нового возгорания, его решили снести, выделив на это 1,8 млн рублей из городского бюджета. Неравнодушные горожане выступили против, в частности была проведена акция, во время которой к дому несли гвоздики.

Глава администрации Ростова Алексей Логвиненко напомнил, что в 2009 году дом признали аварийным, в 2016 году оттуда выселили людей. Кто-то получил взамен новое жилье, кому-то выплатили деньги за выкупленные квартиры. В 2018 году прокуратура обратилась в суд по поводу сноса расселенного дома, суд удовлетворил иск и обязал власти снести здание. В 2020 году администрация, выполняя данное судебное решение, заложила в бюджет деньги на снос 15 домов. Некоторые из них уже уничтожили.

«Когда процедуры торгов проходили, в городской Думе обсуждались дома, которые будут сносить. Более того, снос дома – это открытая процедура. По закону № 44 проводился конкурс, было техзадание. Дом выставили на электронную площадку, и появился подрядчик, который должен был его снести. Никаких вопросов к администрации не поступало», – пояснил Алексей Логвиненко.

Он добавил, что в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в донской столице было много мероприятий, однако в администрацию Ленинского района и администрацию города не поступали предложения с просьбой провести памятные мероприятия конкретно возле этого здания. Власти не знали, что постройка важна для горожан, утверждает сити-менеджер.

Тем не менее, по его словам, когда большое количество человек выступило против сноса объекта, работы были приостановлены.

Чего хочет общественность

Судьбой дома, в частности, заинтересовались представители общественного объединения «МойФасад». Как пояснил его основатель Роман Бочарников, в Ростове-на-Дону очень мало зданий с настоящими следами войны. Уникальность и в том, что ни на каком другом фасаде в городе нет такого большого количества дыр от немецкий орудий. В настоящее время в донской столице есть обелиски, памятники, монументы, посвященные Великой Отечественной войне, но нет именно архитектурного памятника в память о страшных событиях тех лет.

По мнению общественников, надо сохранить сам фасад.

«Мы видим, что здание можно сохранить путем проведения специальных укрепительных работ. Поэтому мы, прежде всего, выступаем за максимально честную объективную строительную экспертизу. Чтобы к ней было доверие со стороны общественности», – подчеркнул Бочарников.

Уже после консервации, укрепления стен по периметру здания, следует внести дом в список выявленных объектов культурного наследия или придать ему статус мемориального объекта, связанного с памятью о боях за освобождение города от фашистских захватчиков, считает активист. Затем, после того как будет принято решение о сохранении фасада, можно будет провести конкурс на разработку предложений по использованию места, где находится здание.

Ранее в социальных сетях появились концепции сохранения фасада этого старинного дома. Согласно одной из них, с обратной стороны здания можно обустроить сквер, место общепита и проводить здесь выставки, лекции.

Здание может стать объектом культуры

Глава администрации Ростова пояснил, что его заместители, а также представители Ростовского инженерно-строительного института вчера выезжали на объект и пришли к выводу, что сохранить дом будет сложно.

«Сам по себе этот дом как архитектурный объект не представляет особой ценности. Это обычный доходный дом. Но следы Великой Отечественной войны на нем, действительно, бесценны. Нам важно поставить вопрос о сохранении фасада», – подчеркнул Алексей Логвиненко.

Есть несколько вариантов дальнейшей судьбы дома. Один из них – признать дом объектом культурного наследия (ОКН). Это даст основание обратиться в суд и отменить решение о сносе.

По словам председателя донского комитета по охране объектов культурного наследия Ивана Грунского, вчера в ведомство поступило заявление о признании здания выявленным объектом культуры.

«В соответствии с законодательством мы сейчас рассмотрим это заявление и можем признать дом объектом, обладающим признаками культурного наследия. Это даст всем нам 90 рабочих дней, чтобы спокойно разобраться в ситуации, определиться по форме объекта: то ли это будет памятное место, то ли объект культурного наследия как объект архитектуры», – уточнил он.

Если здание получит такой статус, то под охрану будет взят не только фасад, но и весь объект. По словам руководителя комитета, главное – определиться, кто в итоге будет собственником или балансодержателем здания.

«Чтобы что-то делать с объектом культурного наследия, нам в соответствии с законодательством необходим контрагент (тот, кто будет взаимодействовать с комитетом как юридическое лицо – Прим. Ред.)», – добавил Грунский.

Одно из предложений – передать дом объединению «Мой фасад», так как эта организация активно работает над сохранением объектов культурного наследия и в целом исторических зданий.

Вероятные последствия статуса ОКН

Как предположил Алексей Логвиненко, если здание признают объектом культурного наследия, оно, вероятно, встанет в очередь на реставрацию со всеми остальными зданиями, имеющими аналогичный статус. Инвесторы не хотят ими заниматься, пояснил сити-менеджер. Отметим, данный статус налагает определенные обязательства на собственников: здание нельзя сносить, его можно только реставрировать, а это недешево. Без финансирования объекты культурного наследия стоят разрушенными.

«Может, найти способ, как передать дом инвестору? Отрегулировать это законодательно, сохранить фасад или часть фасада и вмонтировать его в новое построенное здание? То есть все-таки попытаться в следующем году приступить к строительным работам, а не получить очередной объект, который будет стоять законсервированным, но ни больше ни меньше», – пояснил глава администрации.

Дом, например, готовы передать частной организации за один рубль с условием, что он будет восстановлен.

Как мы рассказывали ранее, сносить аварийные дома и возводить вместо них новые в историческом стиле в Ростове станет возможным весной следующего года.  Речь о территории в границах проспекта Сиверса, улиц Береговой и Красноармейской, а также Нахичевани. На месте некоторых старых домов планируется нежилая невысокая застройка, предполагающая не более трех или четырех этажей. Ее должны будут обеспечить инвесторы, которым отдадут освободившиеся земельные участки. Это не касается зданий, которые носят статус объектов культурного значения (их нельзя сносить, а можно только восстанавливать).

Дзен

Комментировать

Редакция вправе отклонить ваш комментарий, если он содержит ссылки на другие ресурсы, нецензурную брань, оскорбления, угрозы, дискриминирует человека или группу людей по любому признаку, призывает к незаконным действиям или нарушает законодательство Российской Федерации
Комментарии
(2) комментариев

Судьба одной Феи: власти пояснили, какие аварийные дома снесут на ул. Шаумяна в Ростове

Судьба одной Феи: власти пояснили, какие аварийные дома снесут на ул. Шаумяна в Ростове
Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа» ©

Ростовская область, 20 сентября 2024. DON24.RU. В Ростове планируют снести два аварийных здания на улице Шаумяна: 56 и 58б, которые расположены недалеко от ЦУМа.

Дом № 58, где родилась, провела детство и юность известная русская балерина Фея Балабина, считается выявленным объектом культурного наследия (ОКН).

Как пояснили ИА «ДОН 24» в городской администрации, этот дом сносить не намерены.

«Снос данного дома невозможен в связи со статусом объекта», – сообщили в администрации Ростова.

Объект культурного наследия находится на улице Шаумяна, 58а. Под снос попадает здание на улице Шаумяна, 58б, которое признано аварийным и не является объектом культурного наследия. На августовском заседании Ростовская городская дума выделила около 1,5 млн рублей на его снос.

Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Кроме того, намерены снести аварийный дом, который находится рядом, – ул. Шаумяна, 56. Как пояснили в администрации, здание не является ОКН. На эти цели направили почти 15 млн рублей.

На вопрос о том, будут ли реставрировать дом, где жила Фея Балабина, был получен следующий ответ:

«Комитетом ОКН определен перечень неотложных первоочередных противоаварийных мероприятий, которые необходимо выполнить собственнику с целью сохранения объекта культурного наследия», – рассказали в администрации.

Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин в разговоре с корреспондентом ИА «ДОН 24» отметил, что этот дом подлежит реставрации. В здании сохранились детали, которые напоминают о его истории, о том, что оно было построено в XIX веке.

«Когда здание интересное, его нужно стараться восстановить, чтобы сохранить ОКН», – сказал Александр Кожин.

Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

В 2018 году дом был закрыт баннером. 

К слову, на фасаде здания десятилетия назад была установлена мемориальная доска в честь балерины. Однако позже она бесследно исчезла. Вероятно, доска была утрачена при расселении жильцов.

Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Александр Кожин обратил внимание, что состояние этого здания такое же или еще хуже, чем у доходного дома Ботвинникова на улице Серафимовича, 54, где в июле произошел пожар. Примечательно, что доходный дом Ботвинникова был признан объектом культурного наследия только в прошлом году, в то время как дом Феи Балабиной – десятилетия назад. 

В апреле городская администрация выставила здание на торги за 37,5 млн рублей. Собственники по-прежнему планируют открыть в этом здании школу для особенных детей. Вероятно, дом придется разобрать и собрать заново. Подробности станут известны по результатам экспертизы.

Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Соседний дом на улице Шаумяна, 56, был построен в конце XIX – начале XX века. В царское время в нем располагался отель «Метрополь». Волею судеб здание не получило охранного статуса.

В 2022 году в нем произошел пожар. По данным СМИ, в то время в здании никто не жил, и оно находилось на реставрации.

Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Александр Кожин рассказал, что этот дом, как и, впрочем, многие другие расселенные здания в городе, не законсервирован должным образом.

«Рядом с этими домами уже лет 15 стоит долгострой. Как долго эта строительная свалка будет продолжаться? Это бельмо! В сами дома может зайти каждый желающий. Гуляй не хочу!» – сказал председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Вероятно, все металлические конструкции в дворовом пространстве давно выломаны и украдены.

Историк отметил, что случаи правильной консервации расселенных домов в городе единичны. Обычно такие работы проводятся, когда у здания появляется собственник. В качестве примеров он привел дом Ивана Парамонова на ул. Социалистической, 128, и доходный дом Сариевых на Большой Садовой, 94. 

Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Александр Кожин отметил, что все здания, находящиеся в охранной зоне, требуют особого внимания. Если бы закон об охранной зоне применялся в полной мере, это здание можно было бы привести в порядок. Например, как это сделали со зданием из красного кирпича на ул. Шаумяна, 33, которое находится напротив.

Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Кстати, в рамках уличного фестиваля на фасаде этого здания художница Элиана Вегера нарисовала арт под названием «Детство Феи Балабиной». В своей росписи она отразила детские впечатления балерины.

Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

На мгновение погрузимся в биографию Феи Балабиной. Балерина выросла в семье рабочих. С раннего детства Фея была очарована балетом и в Ростове получила хореографическое образование. Позже она переехала в Санкт-Петербург, где, в частности, общественность оценила ее исполнение Одетты-Одиллии в «Лебедином озере».

Теперь здание снесут, и арт-объект так же, как и памятная табличка о балерине, исчезнет.

Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Ранее сообщалось, что в Ростове выставили на продажу историческое здание на ул. Большой Садовой, 113/35.

Дзен
Лента новостей