Ростов может лишиться около 300 старинных зданий к своему 300-летию
Ростовская область, 8 марта 2020. DON24.RU. Ростов может лишиться около 300 старинных зданий к своему 300-летию. Цифру привел активист ростовского сообщества охраны архитектурных памятников «Мой Фасад», краевед Геннадий Крольман во время дискуссии, связанной с историческим обликом донской столицы.
Дискуссия «Наследие и история» прошла в рамках проекта, посвященного грядущему 300-летию Ростова-на-Дону. Во встрече приняли участие архитекторы, историки, краеведы и другие специалисты. Они, в частности, обсудили необходимость механизмов, которые позволят сохранять старинные здания Ростова, спрос на невысокое жилье и проблемы в области капремонта.
Как обстоят дела со старинной архитектурой
В настоящее время Ростов занимает третье место в стране по количеству жилых многоквартирных дореволюционных домов. В донской столице насчитывается 2017 таких, рассказал активист ростовского сообщества охраны архитектурных памятников «Мой Фасад» Геннадий Крольман. Больше только в Санкт-Петербурге и Самаре. Примечательно то, что хотя дореволюционных зданий в Северной столице в несколько раз больше, старинных дверей там сохранилось столько же, сколько и у нас: около 200 штук.
По информации общественника, за последние 10 лет в Ростове уничтожили более 150 дореволюционных зданий. В аварийном состоянии 600 единиц, около 30 из них являются объектами культуры, добавил общественник.
«Если такая тенденция будет сохраняться, то к 2049 году в Ростове от 2017 зданий в лучшем случае останется около 1700», – отметил он.
Председатель Ростовской областной организации «Союз архитекторов России» Сергей Алексеев считает, что важно сохранить именно историческую среду города. То есть, например, Парамоновские склады важны не самим фактом постройки в XIX веке, а тем, что определяют рельеф, пространство Ростова, благодаря им берег еще не застроен.
Архитектурной ценностью исторической части городов являются большие, качественные доходные дома, которые строились в Российской империи и сдавались в аренду. По словам архитектора, в Ростове таких остались единицы.
«Реликтовой застройки XIX века очень мало. Она умирает. В прошлом году боролись, чтобы спасти кусочек этой застройки на Шаумяна, и что? Построили шестиэтажное здание, снеся прекрасный полутораэтажный дореволюционный дом. Остались фрагменты недалеко от ЦУМа: пять или шесть домов. Но они обречены, когда появятся деньги (для возведения на их месте чего-то другого. – Прим. ред.), – поделился Сергей Алексеев.
Вместе с тем он придерживается мнения, что не все старые дома в городе представляют ценность, многие из них в плохом состоянии, в частности внутри. Например, здания на территории бывшей Солдатской слободы (находится в границах нынешних Буденновского и Ворошиловского проспектов (запад-восток) и улиц Б. Садовой – Набережной (север-юг) – Прим. ред.). Подобную застройку следует сохранять фрагментарно, подчеркнул архитектор.
Как сохранять то, что есть, и строить хорошее
Острым остается вопрос, как привлечь инвесторов, желающих вкладывать деньги в строительство невысоких, выдержанных в архитектурном стиле зданий в историческом центре города.
«Сейчас застройщики нацелены на то, чтобы выцепить пятно и построить там как можно больше этажей. В Москве ждет утверждения огромный том документации, которую делало наше «Донское наследие» (государственное автономное учреждение культуры. – Прим. ред.). Там есть две зоны, в которых вообще ничего нельзя делать: R1 и R2», – пояснил Алексеев, добавив, что документом предусмотрены и ограничения по величине строящихся объектов.
Когда документ будет принят, то центр будет «заморожен», однако непонятно, как дальше спасать его от разрушения, отметил он. По мнению архитектора, для решения этой проблемы нужно целое экспертное сообщество.
Председатель Ростовского регионального совета ВООПИК Александр Кожин считает, что должен быть механизм сохранения малых старинных домов города. В городе есть положительные примеры, как из таких одноэтажных зданий сделали двухэтажные коммерческие объекты: рестораны «Босфор» на улице Горького и «Матадор» на улице Красноармейской. В центре города должны возводить дома такого типа, а не «свечки», считает общественник.
К тому же в Ростове есть горожане, видящие плюсы проживания в невысоких домах. В качестве примера Александр Кожин привел историю с объектами в районе пересечения Университетского переулка и улицы Пушкинской, где приобрели квартиры обеспеченные люди. По его словам, сначала там была воздвигнута высотка, однако затем – четырехэтажный дом. Еще один пример того, что невысокое жилье востребовано, – четырех- и пятиэтажные дома на проспекте Буденновском, которые тянутся до Комсомольской площади, считает Сергей Алексеев. Они были построены в сталинскую эпоху, после Великой Отечественной войны.
«Это великолепные здания, которые обладают определенной стилистической ценностью, и при этом там прекрасные квартиры, комфортные озелененные дворы», – пояснил он, добавив, что спрос на такое жилье будет и впредь.
В качестве еще одного примера в пользу малоэтажной застройки Александр Кожин привел город-побратим Ростова.
«В Глазго были большие кварталы, как у нас Левенцовка, как на Северном. Два года назад мы были там, и нам показали, что этих домов уже нет. Сейчас там все трехэтажные, четырехэтажные, максимум – пятиэтажные здания. Был период, когда они увлеклись строительством высотных домов, а потом отказались от этого, более того – все убрали», – рассказал он об опыте крупного шотландского города, пояснив, что люди готовы вкладывать в такое жилье деньги.
Общественник уверен, что вопрос в том, какая будет политика: для людей или для инвесторов.
Другие проблемы, которые надо решать
Еще одна проблема, связанная с архитектурным обликом Ростова, это то, что экспертное сообщество почти полностью выключено из процесса принятия решений по старинным зданиям, считает Геннадий Крольман.
«Существует межведомственная комиссия, которая занимается определением того, как должны выглядеть фасады домов после капремонта. Но ее рекомендации носят только рекомендательный характер, она не может приказывать, как надо делать. Часто выходит так, что внешний вид домов после капремонта определяют не архитекторы, историки, краеведы, а обычные жители дома», – пояснил общественник.
Временно данная комиссия не работает, но скоро запланирован ее повторный запуск.
И пожалуй, стоит обращаться к опыту других российских городов, в том числе негативному. В качестве примера общественники привели Казань.
«Большое количество общественников говорят, что они сохраняют центр Казани. Но при этом там был уничтожен весь тот массив, который все еще есть в Ростове», – отметил Александр Кожин.
Геннадий Крольман, в свою очередь, в качестве положительного примера привел программу «1 рубль за 1 квадратный метр», которая реализуется в Москве, Томске и других городах.
«Здания, находящиеся в муниципальной собственности, передают собственникам (имеются в виду арендаторы, частные инвесторы. – Прим. ред.) с условием их восстановления и реставрации. И после окончания реставрации собственники платят по рублю за квадратный метр этого самого дома», – рассказал он.
Так, в Москве условия данной программы позволяют инвесторам арендовать исторические здания на 49 лет по ставке один рубль за один квадратный метр в год. Данная льготная ставка начинает действовать после того, как собственник возвращает постройке исторический облик.
В Азове пройдет фестиваль детского творчества «Кленовые зонтики»
Ростовская область, 8 ноября 2024. DON24.RU. В Азове 15 ноября в городском дворце культуры пройдет фестиваль детского творчества «Кленовые зонтики», сообщает телеграм-канал муниципалитета.
Начало мероприятия запланировано на 17:00.
«Это ежегодное массовое мероприятие, собирающее самых талантливых детей дошкольного возраста», – пишет источник.
Ранее в Ростове состоялось торжественное открытие Культурно-образовательного центра Молдовы.