Донское масло попыталось стать саратовским
Ростов-на-Дону, 24 июля 2017. DON24.RU. Сегодня стало известно, что приостановлены переговоры между ростовским агросоюзом «Юг Руси» и саратовским холдингом «Солнечные продукты» о создании объединенной компании. Эта сделка могла стать одной из крупнейших за всю историю отечественного АПК.
По оценке экспертов аграрного рынка, если маслоперерабатывающие предприятия все же уйдут под контроль саратовцев, то их новый собственник будет внедрять международные стандарты управления, больше внимания посвятит модернизации активов и при этом сохранит ключевые торговые марки донской компании. Хотя возникает определенный риск того, что Ростовская область может потерять одного из своих крупнейших налогоплательщиков, поскольку присоединение «Юга Руси» к «Солнечным продуктам» предполагало полное слияние двух компаний.
Конъюнктура подвела
Сделка по продаже маслоперерабатывающих активов группы «Юг Руси», уже получившая одобрение антимонопольных органов, неожиданно фактически сорвалась 24 июля. «В связи с изменившейся рыночной конъюнктурой дальнейшие переговоры между холдингами «Юг Руси» и «Солнечные продукты» о создании объединенной компании остановлены», – сказано в пресс-релизе саратовской компании.
Приобретение активов «Юга Руси» «Солнечными продуктами» обещало стать одной из крупнейших сделок в российском АПК как минимум в текущем десятилетии. Хотя оценить ее сумму аналитики принципиально не брались – и «Юг Руси», и «Солнечные продукты» традиционно входят в число наиболее информационно закрытых российских компаний. Тем не менее для экспертов рынка потенциальное приобретение маслоэкстракционных заводов (МЭЗ) «Юга Руси» именно саратовским холдингом не было большой неожиданностью.
«Судя по всему, к расширению своих активов «Солнечные продукты» готовились заблаговременно. В последнее время там активно обновлялась управленческая команда, приглашались менеджеры из транснациональных компаний, велась организационная перестройка – возможно, именно с прицелом на расширение. В последнее время появились и определенные попытки наладить взаимоотношения с внешним миром – раньше их не было», – говорит руководитель аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
Отраслевой аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Даниил Хотько дает оценку сделки со стороны продавца, напоминая, что сегодня «Солнечные продукты» располагают более передовыми мощностями по производству подсолнечного масла, чем «Юг Руси».
«Саратовский кластер сформирован новыми заводами, которые строились относительно недавно. «Юг Руси» также занимался модернизацией своих заводов, но это более возрастные предприятия, технологические процессы на них выстроены иначе – скорее всего, там другая себестоимость по сравнению с «Солнечными продуктами», – отмечает Хотько.
Готовилось слияние
Одна из главных версий того, почему «Юг Руси» решил продать свои МЭЗы саратовцам, – высокий уровень долговой нагрузки холдинга ростовского бизнесмена Сергея Кислова, который параллельно занимается рядом других очень затратных проектов (например, модернизацией Новошахтинского завода нефтепродуктов).
Хотя именно производство растительного масла исторически и было тем сегментом АПК, который сделал «Юг Руси» компанией не просто федерального, а международного уровня. Бренд «Золотая семечка» быстро стал одной из визитных карточек донского АПК, хотя сейчас уже мало кто вспомнит, что всего пару десятилетий назад на российском рынке было засилье импортного масла, чаще всего низкого качества.
«Думаю, что как минимум ключевые бренды «Юга Руси» будут сохранены, поскольку необходимо учитывать фактор лояльности покупателей к брендам. Скорее всего, будут сделаны акценты на выстраивании логистики – продукция «Юга Руси» может получить более значительную представленность в Поволжье», – отмечал незадолго до появления информации о приостановке переговоров Даниил Хотько.
По мнению Андрея Сизова, интеграция ожидалась более глубокая: скорее всего, планировалось объединение и полное слияние двух компаний, которое должно было занять год-два.
«При этом можно было ожидать сокращения персонала, попыток экономить на издержках, оптимизации портфеля торговых марок, между которыми сейчас присутствуют пересечения», – предполагает аналитик «СовЭкона».
Эту гипотезу подтверждает и последний релиз «Солнечных продуктов», где говорилось, что стороны «вели переговоры о возможном создании совместной компании <...> в целях повышения производственной и логистической эффективности».
Вопросы без ответов
Безусловно, один из главных вопросов в связи со сделкой, который не получил явного публичного ответа, таков – остались бы предприятия «Юга Руси» в результате предполагаемых реорганизаций полноценными налогоплательщиками на территории Ростовской области? Ведь можно вспомнить немало примеров, когда донские предприятия, переходя под контроль инорегиональных (прежде всего столичных) холдингов, начинали платить значительную часть налогов за пределами Ростовской области. Хотя, как предположил Даниил Хотько, регион вряд ли потерял бы «Юг Руси» в качестве крупного налогоплательщика, поскольку холдинг Сергея Кислова имеет устойчивые отношения с властями Ростовской области, которые новый собственник едва ли бы стал нарушать, так как ему наверняка потребовалась бы определенная поддержка властей.
К тому же вместе с МЭЗами саратовский холдинг мог получить и экспортную инфраструктуру «Юга Руси» на территории Ростовской области – на сегодняшний день своих экспортных терминалов у «Солнечных продуктов» нет.
«Это был бы стратегически положительный момент объединения, – комментирует Хотько. – Как и «Юг Руси», «Солнечные продукты» являются весьма активным экспортером своей продукции, поскольку объем их производства существенно больше возможностей по сбыту масла внутри страны. Во многом «Солнечные продукты» также были ориентированы на экспорт в Турцию, но сейчас они расширяют географию сбыта – в частности, отправляют масло в Иран, Ирак, страны СНГ».
С точки зрения Андрея Сизова, главный вопрос объединения заключался в другом: какова будет долговая нагрузка объединенной компании и как будет обслуживаться этот долг?
«Если допустить, что у «Юга Руси» был долг, близкий к критическому, то возникает очень интересный вопрос: каким был долг «Солнечных продуктов»? Но эта информация отсутствует, – говорит аналитик. – В перспективе, конечно, возможен, и выход объединенной компании на IPO или, более вероятно, привлечение частного непрофильного инвестора, но для начала потребуется «переварить» новые активы, выстроить единую систему управления компанией. Интерес таких инвесторов к аграрным активам в России никуда не делся – в первую очередь со стороны капитала внутри страны, а также, теоретически, и у инвесторов из стран Азии и Ближнего Востока».
Наконец, напоминает Сизов, так и не стало понятно, касалась ли предполагаемая сделка только МЭЗов «Юга Руси» или же всех сельхозактивов этого холдинга.
«У «Юга Руси», как известно, очень приличный земельный надел – 200 тысяч гектаров, которые можно оценить не менее чем в 10–12 млрд рублей», – говорит аналитик.
И хотя о реальной сумме намечавшейся сделки можно только гадать, из приведенных экспертных комментариев вполне можно сделать ряд допущений о том, почему переговоры были остановлены.
Запасы рапаны в Азовском море увеличились в 16 раз
Ростовская область, 12 ноября 2024. DON24.RU. Запасы рапаны в Азовском море увеличились в 16 раз, сообщает пресс-служба Азово-Черноморского филиала ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» (АзНИИРХ).
Из-за увеличения солености и сокращения объема пресных вод ученые наблюдают рекордный рост запасов промысловых моллюсков. Рапана встречается практически на всей акватории Азовского моря.
«Ареал обитания рапаны распространяется не только на Керченский пролив, но и на все участки моря с уровнем солености 14,9–15,3‰. Запас рапаны в период c 2011 по 2024 гг. увеличился в 16 раз», – говорится в сообщении.
Рапана – деликатесный продукт, в нем содержится белок, который характеризуется присутствием всех незаменимых аминокислот.
Напомним, что ученые прогнозировали, что Северное Приазовье может стать новым перспективным районом добычи брюхоногого моллюска рапаны.