От царской России до современности: изучаем историю страны по новогодним игрушкам
Ростовская область, 27 декабря 2019. Телеканал «ДОН 24». Новогодние елки все активнее расселяются по квартирам, занимая самые почетные места. Кто-то их уже украсил, кто-то ждет последних часов 2019-го... Шары, гирлянды и игрушки появляются на еловых лапах вне зависимости от времени и мировой обстановки, меняется только их форма. История елочной красоты как история страны – в нашем сюжете.
Рождественские деревья изначально наряжали яблоками – они символизировали запретный плод. Но, по преданию, как-то в Германии выдался неурожай фруктов и их заменили на стеклянные шары. С тех пор к яблокам больше не возвращались. А украшение елки превратилось в отдельный вид искусства. Ростовская история новогодних игрушек начинается гораздо позже, но тоже из Германии: в конце ХIХ века рождественские деревья стали продавать обрусевшие немцы, они же привезли и украшения. Десятки рекламных объявлений о продаже дошли до наших дней.
«Коллекция, представьте себе, от 1 рубля до 10 рублей. А что такое рубль? На минутку, курс дореволюционного рубля к современному – примерно 1200:1. То есть если бы вы захотели купить коллекцию за 10 рублей, это 12 тысяч на наши деньги получается», – рассказала кандидат исторических наук, доцент ЮФУ Мария Братолюбова.
После революции религиозные праздники запретили, а с ними и рождественскую елку. К традиции разрешили вернуться только в 1930-х, но с патриотическим смыслом. Ватные полярные станции, картонные пограничники и редкие сказочные герои. Затем – война, и редкие елки украшали всем, что попало под руку: проволокой, погонами, лампочками. О советских игрушках Любовь Милевская знает все – в ее коллекции около сотни стеклянных экземпляров. А началось увлечение с прабабушки.
«Она всегда говорила, что лучше чай выпить без сахара, но обязательно нужно купить елочную игрушку к Новому году», – рассказывает коллекционер.
В конце 1940-х начинается новая эра, людям нужен праздник и хоть немного сказки. В моде персонажи пушкинских произведений и «Серебряного копытца» Бажова. Их разбавляют советской символикой: на еловые ветки водружают звезды, серп и молот, достижения страны – чтобы не забывали, как покоряли Заполярье и воздушное пространство.
А во время оттепели особое внимание уделялось натуральному хозяйству – на елках появляются сияющие фрукты, овощи. И конечно, царица полей – кукуруза. Особый шик – заполучить игрушку по мотивам «Карнавальной ночи». И, конечно, самая модная елка в 1960-х – космическая. После полета Гагарина ветки украшают ракеты, космонавты, футуристический шпиль вместо красной звезды. И в это время создается фактически последняя рукотворная коллекция – в 1966-м начинается массовое производство. И вот уже новые правила диктует новый законодатель новогоднего убранства: «Ирония судьбы». Теперь украшения середины ХХ века стоят по нескольку тысяч рублей, а доходят цены и до 100 тысяч. Они стали элитным подарком и дорогим увлечением. Это вам уже не игрушки.
Правило ХХI века: стильная елка – максимально лаконичная. Но чем больше на полках магазинов появляется однотонных шаров, тем чаще хочется распаковать коробку со стеклянной историей. А если игрушки не сохранились, подобные можно найти у современных мастеров. Ручная работа, одна на другую не похожая. Правда, герои уже другие. Но, возможно, лет через 40 именно за такими украшениями будут гоняться коллекционеры, а любопытные начнут изучать по ним историю нашей страны.
Парашютист из детства, или Как елочная игрушка уцелела при бомбардировке Азова и оказалась в музее
Ростовская область, 8 января 2025. DON24.RU. Елочные украшения – неотъемлемый атрибут новогоднего торжества во многих семьях. В Азовском музее-заповеднике хранится игрушка более чем с 80-летней историей – фигурка парашютиста, пережившая войну, но так и не попавшая на праздничное дерево.
Старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника Виктория Бурлака рассказала корреспондентам ИА «ДОН 24», что тканевый человечек – единственное воспоминание о довоенном детстве ее мамы, к сожалению, уже ушедшей из жизни.
История игрушки начинается в западной части довоенного Азова – Молокановке, где жила советская семья Гоманцовых: мама, папа и их дочь Алла (мама Виктории Бурлаки), родившаяся в 1935 году.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, унесшая самое дорогое в жизни маленькой девочки: не осталось ни дома – саманная хата с камышовой крышей была разбомблена, ни семьи – отец и мать погибли в 1942 и 1943 гг., а памятные фотографии были утрачены во время оккупации.
Но в этой суровой реальности у Аллы осталась одна вещь, ставшая для нее трогательным воспоминанием о беззаботном довоенном детстве и о теплой семейной атмосфере с новогодними праздниками и повседневными заботами, – маленький парашютист, чудом уцелевший.
Его нашли под развалинами дома в коробочке. Вероятно, благодаря своим небольшим размерам он сохранился. Более хрупкие игрушки не уцелели.
«Он благополучно хранился у мамы как единственное воспоминание о детстве, семье и той жизни, которая ушла навсегда», – рассказала Виктория Бурлака.
Фото: Никита Юдин / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Хранительница парашютиста вспоминает, что, несмотря на то, что в магазине он продавался именно как елочная игрушка, праздничное дерево никогда не украшал – среди других игрушек он казался чужим.
«Среди них, таких сытых, спокойных, мирных, парашютист казался каким-то инородным, поэтому он жил отдельно, в своей коробочке. А потом я решила, что такое чудо, которое сохранилось, пережило войну и все испытания, нужно отдать в музей», – поделилась Виктория Бурлака.
Сейчас парашютист хранится в фондах Азовского музея-заповедника.
Он не самодельная игрушка, как может показаться на первый взгляд. Его изготовила советская фабрика «Спорт» в 1938–1940 годах.
Как отмечает старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника, парашютист – игрушка с глубоким смыслом и современным прочтением. В прошлом он мог нести культурную и агитационную функции.