«Черный чемонданчик Егора Лисицы»: литературный дебют ростовской журналистки
Ростовская область, 21 апреля 2020. Телеканал «ДОН 24». Ростов – «папа» не только в криминале, но и в научных методах раскрытия преступлений. И борьба эта началась в разгар Гражданской войны. Загадочные убийства поможет распутать «Черный чемоданчик Егора Лисицы». Это название дебютного авантюрного детектива в стиле ретро ростовской журналистки Лизы Лосевой.
Артисты, музыканты и просто известные люди Ростова читают отрывки детектива... о Ростове, где город не просто место действия, но и полноценный персонаж. Автор – журналистка Лиза Лосева признается, что она ростовчанка только в первом поколении, поэтому на город всегда будто смотрела со стороны. А вот главный герой Егор Лисица – судебный врач, чей черный чемоданчик взбудоражит и без того неспокойные 20-е годы XX века, и вовсе здесь «не свой».
«Несчастный мертвец телеграфист лежал передо мной, укрытый кожаным покрывалом»... Именно с этого убийства начинается детектив «Черный чемоданчик Егора Лисицы». Имя, кстати, судебный врач получил в честь сына Лизы, а фамилию выбрали коллеги по литературным мастерским, где набиралась опыта автор Лосева в процессе написания романа. У каждого персонажа есть свой реальный протопип. А у Егора их даже два.
«Главный его реальный прототип – Шибков Александр Игнатьевич. И забавно, что долгое время фамилия героя была Игнатьев, Это такой реверанс этому человеку, который в 20 годах XX века основал в Ростове судебный медкабинет», – рассказала автор детектива.
Второй – Владимир Русецкий, пионер советской криминалистики. И несмотря на «неростовскость» прообразов и даже самой ситуации – ведь великие сыщики обычно живут и работают в столицах, – местность всячески подчеркивается с первых строк книги. Например, первое убийство происходит в особняке Парамонова – нынешней зональной библиотеке, упоминаются и «табачка», и Богатяновский централ – сейчас это кировский СИЗО. Дома и улицы – все реальное.
Криминалистика тогда только-только входила в процесс раскрытия преступлений, вводится такое понятие, как дактилоскопия. А противником становится не сам бандитский Ростов – автор сознательно ушла от этого клише, – а некий матерый «оборотень»-убийца. Парадоксальный финал оставляет сомнения: а будет ли продолжение? Лиза подтверждает: сейчас на самоизоляции она как раз собирает материалы.
Судьба одной Феи: власти пояснили, какие аварийные дома снесут на ул. Шаумяна в Ростове
Ростовская область, 20 сентября 2024. DON24.RU. В Ростове планируют снести два аварийных здания на улице Шаумяна: 56 и 58б, которые расположены недалеко от ЦУМа.
Дом № 58, где родилась, провела детство и юность известная русская балерина Фея Балабина, считается выявленным объектом культурного наследия (ОКН).
Как пояснили ИА «ДОН 24» в городской администрации, этот дом сносить не намерены.
«Снос данного дома невозможен в связи со статусом объекта», – сообщили в администрации Ростова.
Объект культурного наследия находится на улице Шаумяна, 58а. Под снос попадает здание на улице Шаумяна, 58б, которое признано аварийным и не является объектом культурного наследия. На августовском заседании Ростовская городская дума выделила около 1,5 млн рублей на его снос.
Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Кроме того, намерены снести аварийный дом, который находится рядом, – ул. Шаумяна, 56. Как пояснили в администрации, здание не является ОКН. На эти цели направили почти 15 млн рублей.
На вопрос о том, будут ли реставрировать дом, где жила Фея Балабина, был получен следующий ответ:
«Комитетом ОКН определен перечень неотложных первоочередных противоаварийных мероприятий, которые необходимо выполнить собственнику с целью сохранения объекта культурного наследия», – рассказали в администрации.
Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин в разговоре с корреспондентом ИА «ДОН 24» отметил, что этот дом подлежит реставрации. В здании сохранились детали, которые напоминают о его истории, о том, что оно было построено в XIX веке.
«Когда здание интересное, его нужно стараться восстановить, чтобы сохранить ОКН», – сказал Александр Кожин.
Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
В 2018 году дом был закрыт баннером.
К слову, на фасаде здания десятилетия назад была установлена мемориальная доска в честь балерины. Однако позже она бесследно исчезла. Вероятно, доска была утрачена при расселении жильцов.
Фото: здание на улице Шаумяна, 58 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Александр Кожин обратил внимание, что состояние этого здания такое же или еще хуже, чем у доходного дома Ботвинникова на улице Серафимовича, 54, где в июле произошел пожар. Примечательно, что доходный дом Ботвинникова был признан объектом культурного наследия только в прошлом году, в то время как дом Феи Балабиной – десятилетия назад.
В апреле городская администрация выставила здание на торги за 37,5 млн рублей. Собственники по-прежнему планируют открыть в этом здании школу для особенных детей. Вероятно, дом придется разобрать и собрать заново. Подробности станут известны по результатам экспертизы.
Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Соседний дом на улице Шаумяна, 56, был построен в конце XIX – начале XX века. В царское время в нем располагался отель «Метрополь». Волею судеб здание не получило охранного статуса.
В 2022 году в нем произошел пожар. По данным СМИ, в то время в здании никто не жил, и оно находилось на реставрации.
Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Александр Кожин рассказал, что этот дом, как и, впрочем, многие другие расселенные здания в городе, не законсервирован должным образом.
«Рядом с этими домами уже лет 15 стоит долгострой. Как долго эта строительная свалка будет продолжаться? Это бельмо! В сами дома может зайти каждый желающий. Гуляй не хочу!» – сказал председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Вероятно, все металлические конструкции в дворовом пространстве давно выломаны и украдены.
Историк отметил, что случаи правильной консервации расселенных домов в городе единичны. Обычно такие работы проводятся, когда у здания появляется собственник. В качестве примеров он привел дом Ивана Парамонова на ул. Социалистической, 128, и доходный дом Сариевых на Большой Садовой, 94.
Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Александр Кожин отметил, что все здания, находящиеся в охранной зоне, требуют особого внимания. Если бы закон об охранной зоне применялся в полной мере, это здание можно было бы привести в порядок. Например, как это сделали со зданием из красного кирпича на ул. Шаумяна, 33, которое находится напротив.
Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Кстати, в рамках уличного фестиваля на фасаде этого здания художница Элиана Вегера нарисовала арт под названием «Детство Феи Балабиной». В своей росписи она отразила детские впечатления балерины.
Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
На мгновение погрузимся в биографию Феи Балабиной. Балерина выросла в семье рабочих. С раннего детства Фея была очарована балетом и в Ростове получила хореографическое образование. Позже она переехала в Санкт-Петербург, где, в частности, общественность оценила ее исполнение Одетты-Одиллии в «Лебедином озере».
Теперь здание снесут, и арт-объект так же, как и памятная табличка о балерине, исчезнет.
Фото: здание на улице Шаумяна, 56 / Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Ранее сообщалось, что в Ростове выставили на продажу историческое здание на ул. Большой Садовой, 113/35.