Сергей Чуев: Сейчас происходит книжная революция
Известный ростовчанин Сергей Чуев написал повесть «Настоящее лето Димки Бобрикова». Это второе художественное произведение нашего земляка после «Чумового Дона», вышедшего в свет летом 2014 года, однако сам автор называет «Бобрикова» дебютом. Don24.ru поговорил с ним о том, как попасть на полки книжных магазинов, об арифметике издательского бизнеса и о лете без смартфонов.
– Ваша новая книга «Настоящее лето Димки Бобрикова» доступна пока только в интернете. Когда она будет в книжных магазинах?
– Книга появилась 23 февраля на книжных площадках в интернете в электронном виде и в ближайшее время будет доступна для заказа в печатном виде. Ее напечатают в том количестве экземпляров, которое будет востребовано. Почему так? Потому что технологии меняются и процесс производства книг в значительной степени упрощен. Сейчас способы производства позволяют начинающему автору чувствовать себя комфортнее, чем раньше, когда нужно было идти в издательство, доказывать свою востребованность, свой талант и проходить другие барьеры. Сейчас в интернете есть множество ресурсов, которые позволяют опубликовать совершенно бесплатно свои стихи, прозаические произведения или любые учебные пособия, размышления, да что угодно, даже если аудитория этих книжек будет 20 человек. При этом есть возможность приобрести их за небольшие деньги. Буквально несколько лет назад это даже представить себе было невозможно. Сейчас происходит книжная революция. Кроме того, растет число тех, кто читает электронные книги. Я, например, к их числу не отношусь, однако тех, кто предпочитает читать книги на смартфонах и планшетах, очень много.
– Как думаете, сколько будет запросов на печатную версию?
– Довольно сложно прогнозировать, потому что этот текст можно назвать дебютным, ведь я впервые написал околохудожественное произведение. Насколько оно будет востребовано, мне сложно сказать. Да и важно не количество, а качество читателей. До публикации я показывал свой текст людям, которые профессионально занимаются литературой, критикой, получил отзывы, мнения. Они вселили в меня определенную надежду на то, что можно выставлять его на всеобщий обзор. Кроме того, дал почитать будущую книгу своим родным, близким, она им понравилась.
– А с кем советовались?
– Показывал свои тексты букеровскому лауреату, нашему земляку Денису Гуцко, ростовскому литературному критику, преподавателю ЮФУ Андрею Рослому, а также моему другу Эрику Соловьеву, человеку с хорошим филологическим образованием. Текст смотрела моя давняя знакомая Ольга Полякова, она постоянно работает с моими книгами, она и корректор, и редактор. Я благодарен ей за участие и добрые советы.
– Сколько времени ушло на «Димку Бобрикова»?
– Я занимался этим несколько месяцев, закончил текст в августе, но он полежал некоторое время, я посмотрел на него осенью, еще несколько раз вычитывал, 10 раз точно. Решил добавить туда донского колорита, по максимуму использовал в тексте слова, которые понятны нам, но неизвестны москвичам. Это синенькие, кутенок, кушири, скибка, жерделы и прочие. Они отображают нашу региональную, ростовскую идентичность и являются такими маркерами, по которым мы опознаем своих. И мне хотелось бы, чтобы именно этот своеобразный язык создавал атмосферу. Более того, я насытил текст деталями, которые дают понять, в какое время жили герои, – это лето 1991 года. По реакции, которая есть в интернете, я понимаю, что текст востребованный, потому что он написан о Ростовской области. Героев, пусть они и вымышленные, поместил в известное для меня место, где я провел свое детство, – это Сальский район, село Сысоево-Александровское. Хотя еще раз подчеркну, что сюжет выдуман и ничего на самом деле не было.
– Кого видите читателями этой повести?
– Я разделил бы читателей на две аудитории. Первая – те, кто ностальгирует по советским временам. Все-таки лето подростка образца 1991 года отличается от лета 2016 года, потому что не было смартфонов, интернета, новейших средств коммуникации. Например, невозможно было отправить поздним вечером СМС или смайлик девочке, которая тебе понравилась. Но была своя специфика. Многие мои земляки и ровесники проводили лето у бабушки на огороде, купались в речке, ездили за кукурузой и подсолнухами. Все это было у всех, но в каждом регионе проходило по-своему, хотелось бы эту особенность подчеркнуть. Второй круг читателей – это те, кому сейчас 14–16 лет или, может быть, немного больше, то есть те, кто переживают чувства, подобные чувствам Димки Бобрикова. Отмечу, что эта аудитория у моих критиков вызывала скепсис, мол, они в другом мире живут, но именно эта аудитория активна с точки зрения читательского интереса. И сейчас возможности продвижения электронных книг позволяют знакомиться с произведениями вне зависимости от того, знаешь ты автора или нет.
– Для появления печатной версии нужно число проданных экземпляров в сети или положительные отзывы?
– Должно пройти какое-то время, когда будет видна статистика, так как книга появилась совсем недавно и еще рано подводить определенные итоги. Мне уже написал не один десяток человек о том, что они начали читать, скачали книгу и что они заинтересованы. 25% книги доступно в абсолютно свободном режиме, чтобы можно было понять, близок ли текст, затягивает ли сюжет. Это считаю правильным, тем более для такого начинающего автора, как я.
– А что издателю интереснее выпускать, художественные произведения или учебники?
– Здесь все определяется сквозь призму коммерческого интереса. Если издательство понимает, что учебник будет выпускаться немаленькими тиражами, переиздаваясь через каждые два года, то оно готово рисковать и вкладывать собственные средства в печать. Если же приходит начинающий автор, у которого за плечами не так много публикаций, то, естественно, издатель, как правило, настороженно его воспринимает и предлагает коммерческую схему, когда автор платит за выход своего учебника самостоятельно. Вы понимаете, что зарплаты в вузах не самые высокие и заплатить 200 тысяч рублей за печать 1000 экземпляров учебника не каждый может себе позволить. Эти деньги, которые я назвал, – лишь примерная цифра стоимости того, чтобы твой учебник появился на полках известных книготорговых сетей. И, как правило, при тираже 1000 экземпляров авторские расходы не возвращаются, потому что издательство платит автору гонорар – это примерно 6–8%, в лучшем случае 15%. Средняя оптовая цена учебника – 300 рублей, в таком случае автор получает 30 рублей гонорара с одной книги. Понимаете, 200 тысяч заплатил и 30 тысяч смог вернуть. Все остальное уходит на оплату стоимости работ книготорговых сетей и издательств. В цене, которую мы видим в книжных магазинах, авторских процентов фактически нет.
Очередная партия электромобилей выпущена в Каменске
Ростовская область, 22 января 2025. DON24.RU. На производственных мощностях компании «Тигарбо» в Каменске выпущена новая партия электромобилей для российских потребителей. Об этом сообщили на предприятии.
Компанией произведена очередная отгрузка партии из трех пассажирских электромобилей для организации-партнера, пояснили на предприятии.
Производство электромобилей в Каменске началось в 2015 году. Сейчас ассортиментный ряд включает в себя пассажирские и грузопассажирские модели, трициклы, автобусы и коммерческий транспорт. Небольшими партиями выпускаются спортивные электрокары (гольфкары).
Каменские электромобили используются в основном для обслуживания отелей, санаториев и домов отдыха, а также для передвижения и перевозки грузов по территориям парков, заводов, складов.