#Что волнует?

К кому не зарастет народная тропа: о Ростове и его памятниках

Журналист Александр Сидоров поделился мнением

14 сентября 2017 11:25

Заранее прошу прощения у представителей КПРФ, но начну с памятника Ленину у входа в парк Горького. Меня уже давно достал вопрос, который постоянно задают иногородние товарищи во время прогулок по центру города. Такая примерно ситуация:

- А это наш центральный парк...
- Имени Ленина?
- Нет, имени Горького.
- Странно: парк имени Горького, а памятник Ленину...

С монументом вождю пролетариата произошло историческое недоразумение. Памятник Ленину появился в 1929 году, а парк получил имя Горького позже, в 1936-м. После возвращения Алексея Максимовича в СССР в 1932 году почему-то накатила «горьковская эпидемия» переименования городских парков: Москва, Таганрог, Ростов, Алма-Ата, Минск, Одесса, Казань, Самара  - всего около двух десятков. 

С памятниками, обелисками, бюстами, декоративными фигурами и прочими изысками художественного творчества вообще надо быть аккуратнее. Не будем отходить далече от парка: на углу переулка Соборного и Большой Садовой в прошлом году появился памятник сантехнику и его верному коту. Ничего не имею против творения скульптора Михаила Ушакова, но возникает вопрос насчёт выбора места. Конечно, дорога к храму, в который упирается переулок, не заказана ни сантехнику, ни шпалоукладчику, ни работнику цеха по разделке говядины. И всё же: почему именно мастеру канализационных работ, да прямо в самом центре города, да обязательно вблизи центрального православного храма? 

Фото: Дина Дадашева / don24.ru

Может, уместнее было бы рядом с «Водоканалом»? Понятно, что новое время рождает новые «тренды» — прости, Господи! — и сантехник, извините за каламбур, «попал в струю». Его уже запечатлели в Москве, Перми, Екатеринбурге, Омске, Красноярске... Хорошо хоть, парк не переименовали. А вполне могли - «Парк культуры и отдыха имени сантехника Потапова».

Всему своё место. Памятник читателю у здания «Вечернего Ростова» - осознаю. Фигура ростовского купчины с Барсиком - не вызывает отторжения. А вот кудесник вантуза и унитаза, затесавшийся между Лениным и Димитрием Ростовским, - по-моему, перебор. Не смею настаивать, но...

Есть и другие примеры. Вот рядом со стадионом «Олимп-2» в прошлом году открыли мемориал героям-чернобыльцам. О художественных достоинствах сооружения отдельный разговор.  Но - почему именно рядом со стадионом, название которого к тому же рождает некую двусмысленность? В нашем сегодняшнем представлении «олимпиец», «путь к Олимпу», «олимпийские высоты» прочно связаны со спортом, с позитивом, с победами. «Чернобылец на пути к олимпийским высотам» - звучит кощунственно... Вряд ли кто-то вспомнит о горной обители греческих богов, куда иногда забирали и героев. 

Фото: Анна Дунина / don24.ru

Или вот прошлогоднее крушение «Боинга» в Ростове, которое унесло жизни 62 человек. В марте этого года открыли мемориал памяти о погибших пассажирах... прямо рядом с аэропортом! Люди! Ну вы что?! И мемориал нужный, и выполнен он на уровне - но о живых-то пассажирах подумайте! Это что, доброе напутствие, пожелание счастливого полёта?

Фото: телеканал «ДОН 24» / don24.ru

Конечно, стадион можно переименовать, аэропорт перекочует в другое место. Не о том разговор. Просто соображалку надо же иногда включать. 

Пройдёмся  по Пушкинской. В своё время скульптор Анатолий Скнарин создал оригинальную композицию из трёх узорных «пушкинских» шаров. Она естественно вписывается в бульварное пространство, замечательно смотрится, создаёт атмосферу приобщения к творчеству поэта. Но вот незадача: третий-то шар так и не поставлен! Композиция не завершена, «Сказки Пушкина» не обрели своё законное место рядом со сценами из жизни поэта и из романа в стихах «Евгений Онегин». А проплешина под шар - существует и создаёт дискомфорт для взгляда и души. Может, разумнее заняться именно этим, а не сантехниками? При всём моём к ним уважении и где-то даже пиетете. 

Фото: Татьяна Коробкина / don24.ru

Вообще мне кажется, порою неплохо бы обсуждать идеи новых памятников, бюстов, декоративных фигурных композиций с жителями города. 

Я, например, считаю несомненной удачей памятник Чехову работы того же Скнарина на той же Пушкинской. В нём есть своя изюминка: на постамент легко взбираются ребятишки и даже взрослые, фотографируясь на память, писатель в буквальном смысле становится ближе к читателю. 

Но кто-то может со мною не согласиться. Кому-то такое «вольное отношение» к памятникам претит. И потому я согласен, когда судьба многих работ скульпторов решается не всенародным референдумом. А всё же не грех порою прислушаться к гласу народа. 

Хотя бы при выборе персоналий для увековечивания. Мне, например, стыдно, что до сих пор в Ростове нет памятника человеку-легенде - советскому офицеру Александру Печерскому, который организовал и возглавил единственный за всю историю второй мировой войны успешный массовый побег заключённых из гитлеровского концлагеря. О Печерском снято несколько документальных фильмов, в 1987-м году в Голливуде режиссёр Джек Голд поставил блокбастер «Побег из Собибора», где роль нашего земляка сыграл Рутгер Хауэр. Памятник герою стоит в Израиле, в 2016 году указом президента России Владимира Путина Печерский награжден посмертно орденом Мужества, хотя, думаю, он достоин звания Героя России. Да, есть в Ростове и памятная доска, и улица Печерского. Но такому человеку обязательно должен быть и памятник. 

Перенесёмся снова на Пушкинскую. В прошлом году здесь появились бюсты писателям-фронтовикам Михаилу Шолохову, Анатолию Калинину и Виталию Закруткину. Святое дело - увековечить их память. Но не так же! Создаётся впечатление, что идёшь по аллее кладбища. Некрополь у Кремлёвской стены. На мой взгляд, решение чудовищное. Одно дело - бюст Юрию Жданову рядом с университетской библиотекой, хотя тоже некоторые могут со мною не согласиться, другое - скорбный ряд, где не хватает только могильных плит. 

Речь не о вкусовщине: дескать, кому-то нравится арбуз, кому-то - свиной хрящик. Мы же говорим не о том, как обставить собственную квартиру, там хоть кол на голове теши, мы обсуждаем облик родного города. К сожалению, я уверен, что не назвал и десятой части несуразных творений, уродующих наш город. Надеюсь, читатели помогут освежить мне память и дополнить перечень. А кто-то, наверное, со мною категорически не согласится. Что же, давайте обсудим?

Александр Сидоров ИА DON24.RU

Вы согласны с мнением автора?

Поделитесь мнением в комментариях.

Поделиться
Ваш комментарий будет отправлен от Анонима. Если Вы хотите опубликовать комментарий от своего имени - войдите через форму ниже.

Комментировать

Редакция вправе отклонить ваш комментарий, если он содержит ссылки на другие ресурсы, нецензурную брань, оскорбления, угрозы, дискриминирует человека или группу людей по любому признаку, призывает к незаконным действиям или нарушает законодательство Российской Федерации
Комментарии
(26) комментариев
  • Аноним
    0
    18 сентября 2017, 15:19
    Боюсь навлечь на себя гнев коренных жителей Нахичевани, но, что это за памятник при жизни известному спортсмену за ТЮЗом? Тщеславие зашкаливает. Самому то герою не стыдно , когда мимо проходит?

    Ответить

    • 0
      Александр Сидоров
      18 сентября 2017, 17:15
      Не стал об этом упоминать в статье, но согласен с Вами полностью. Если каждому олимпийскому чемпиону ставить при жизни памятник, Россия войдёт в книгу рекордов Гинесса :) В принципе, не жалко, не очень красиво смотрится. Тем более поставили, мягко говоря, слегка при этом слукавив. История ещё та.
  • Выпускник РГУ
    0
    18 сентября 2017, 12:18
    Про памятник Ю.А.Жданову согласен только в локации: рядом с библиотекой. В худ.плане не выдерживает критики. Юрий Андреевич-уникальный человек: философ, химик, поэт, ректор РГУ — 30 лет. Могли бы более содержательный памятник придумать, чем этот кладбищенский бюст

    Ответить

    • 0
      Аноним
      18 сентября 2017, 14:37
      Памятник Жданову получился нейтральный. Как вы хотели, чтобы и поэт и химик в одном лице? Да еще и зять Сталина, хоть и недолго. Как это все совместить? А так бюст и бюст, не подкопаться
    • 0
      Александр Сидоров
      18 сентября 2017, 14:39
      Да, здесь я с Вами согласен. Не стал делать на этом акцент, потому что объём статьи не предполагает достаточно подробного обсуждения именно этой проблемы.
    • 0
      Александр Сидоров
      18 сентября 2017, 14:45
      Ну, я думаю, дело не в сочетании химика, лирика и сталинского зятя :)). Художественность - это немного другое :)
  • Сергей Агафонов
    0
    18 сентября 2017, 08:38
    Было бы логично, если бы на входе в парк Горького, располагался памятник этому писателю? На Пушкинской - Пушкину? На Чехова - Чехову и так далее?? Городскому Голове Байкову был бы обоснован памятник в этом месте, но Ульянов-Ленин тут причем??

    Ответить

    • 0
      Александр Сидоров
      18 сентября 2017, 11:31
      С Ленина я начал, потому что формально он никак не связан с парком Горького, а стоит У САМОГО ВХОДА. И этот факт вызывает удивление у гостей города. Я объяснил, почему так получилось исторически, и написал, что в будущем надо тщательнее подходить к выбору места для памятников или к названию городского сада. Назвали бы нейтрально, как Зелёный остров. Туда какой угодно памятник ставь - хоть Шреку, хоть Чебурашке, хоть Вольтеру, хоть Сергию Радонежскому.
    • 0
      Александр Сидоров
      18 сентября 2017, 14:43
      Конечно, у входа в парк логичнее другая фигура, но при нынешней политической ситуации сносить памятник Ленину значит, подливать масла в огонь. Возможно, когда-нибудь, но не сейчас.
  • Александр Сидоров
    0
    16 сентября 2017, 13:32
    Смешно:). То есть если не к чему придраться, изобретём "солдатскую причину". Господин аноним, прошу также обратить внимание на "нелепые" слова "скорбный", "чудовищный", "претит" и далее по тексту :)

    Ответить

  • Аноним
    0
    15 сентября 2017, 16:46
    А что за глупое слово, часто употребляемое Сидоровым - "кощунственно"? Глупость средневековая.

    Ответить

    • 0
      Александр Сидоров
      16 сентября 2017, 13:36
      А вообще, ну так, для Вашего общего развития: Кощунственный, по словарю Ожегова: Кощунственный - являющийся кощунством, глумлением над кем-чем-нибудь. Видимо, Вы в русском слабы?
  • учитель
    1
    14 сентября 2017, 15:59
    ну вот автор, поговорил, выразил свое мнение, а дальше что? может лучше не сюда писать, а в мэрию свои предложения отсылать, на общественные слушания и там предлагать свои идеи по переносу памятников? так можно к любоиу памятнику докопаться, почему на въезде стоит именно тачанка? а возле здания правительства красноармейцы на конях...и т.д

    Ответить

    • 1
      Александр Сидоров
      14 сентября 2017, 17:06
      Дражайший Учитель, а разве моё мнение как-то обращению в мэрию, проведению общественных слушаний? Скорее, наоборот, оно может только подтолкнуть к этому неравнодушных ростовчан, специалистов и т.д. Разумеется, "докопаться" можно и до фонарного столба. Я не ставил перед собой такой задачи. И у меня, например, нет оснований "докапываться" к тачанке. А конь с тестикулами уже памятник эпохи... Заметки мои написаны с целью заставить горожан оглянуться и задуматься.
    • 1
      Александр Сидоров
      14 сентября 2017, 17:15
      Кстати, о творении Вучетича перед зданием обладминистрации у меня есть отдельный очерк - "Семён Михайлович Будённый скакал на рыжем кобыле" - http://proza.ru/2011/05/30/543 Есть и о памятнике Димитрию Ростовскому - "Монумент святому с граблями" - http://proza.ru/2006/02/06-142 Я вообще к монументальному искусству неравнодушен :)
  • Аноним
    2
    14 сентября 2017, 12:00
    насчет памятника ликвидаторам полностью согласен. какая-то разрозненная композиция. художественной составляющей не вижу.

    Ответить

    • 1
      Аноним
      14 сентября 2017, 13:47
      Наверное, три скульптора было. Решили никого не обижать...
  • сантехник
    1
    14 сентября 2017, 11:55
    памятник сантехнику, можно перенести ближе к великому ростовскому туалету, и он будет уместен...немного примитивны рассуждения... на пушкинской - памятник - Пушкину, на купеческой - купцу, на Ждановской - жданову...памятники всех мастей расположены - для удобства туристов, вот и все... никто ж не поедет на кулички смотреть памятники. с одним согласна - памятник вождю пролетариата неуместен на входе в парк Горького. ему достаточно стоять только на площади Ленина.

    Ответить

    • 0
      Александр Сидоров
      14 сентября 2017, 13:00
      Так ведь я вовсе не утверждаю, что памятники надо ставить с привязкой к названию улицы или площади. Ну, вообще-то неплохо всё-таки, когда на Пушкинской стоит памятник Пушкину, согласитесь. Или на площади Ленина - памятник Ильичу. Хотя совершенно не обязательно. Пример с памятником жертвам авиакатастрофы как раз и свидетельствует о том, что этот монумент вовсе не обязательно ставить перед аэропортом.
    • 0
      Александр Сидоров
      14 сентября 2017, 13:13
      Кстати, сантехника оценил :) Приятно иметь дело с человеком, у которого развито чувство юмора :) то есть Вы можете быть и в самом деле сантехником, тогда ещё лучше, поскольку юмор переходит в иронию
    • 1
      Аноним
      14 сентября 2017, 13:53
      Да, да, и ещё раз да! Ростовский Туалет -еще один памятник. Где табличка, где сопутствующие детали? Один такой на всю Россию, грех не использовать. Эх, нам бы в Ростов реального, а не штатному расписанию, главного архитектора...
    • 0
      Александр Сидоров
      14 сентября 2017, 14:06
      Вы имеете в виду туалет на Газетном? :) Или же на Центральном рынке? Видимо, всё же на Газнтном. В мои студенческие времена он действительно был единственным на весь город :). "Макдональдсов" ещё не открыли. Кстати, в США, насколько мне известно, любое заведение, где есть туалет (будь то ресторан, кафе или автозаправка) ОБЯЗАНО обеспечить беспрепятственное пользование любому гражданину (даже не посетителю) этим творением неизвестного архитектора. Впрочем, думаю, это - отдельная тема.
  • Аноним
    0
    14 сентября 2017, 11:37
    Мама мия, да зачем вы с этим человеком вообще сотрудничаете? Он такой сайт хороший позорит

    Ответить

    • 0
      Главный редактор
      14 сентября 2017, 12:57
      Спасибо вам, аноним, за высокую оценку нашего сайта. А чем он хорош был до того, как мы начали сотрудничать с Сидоровым А.А.? Поделитесь
    • 0
      Александр Сидоров
      14 сентября 2017, 13:06
      Может быть, это прозвучит кощунственно, но хотелось бы прочесть что-то по существу , ближе к содержанию публикации. Сташно любопытно узнать, что же в ней такого позорного. Думать заставляет? Если этот процесс Вас так напрягает, не стоит себя перегружать. Если Вас переполняет праведный гнев - выплесните его. Может быть, я устыжусь и покаюсь публично?
    • 0
      Александр Сидоров
      14 сентября 2017, 13:10
      И ещё одно: Вам что, так стыдно подписаться? Или боязно? Клянусь: я не почётный мафиози и не граф Монте-Кристо, праведной местью не воспылаю. Но просто мне удобнее и приятнее обращаться к человеку по имени. Даже если он не вызывает во мне чувств дружества и приязни. А то, как гряну на подписи, подобные Вашей, тут же вспоминается строка из произведения одного милого графомана: "Уйду, как некий аноним"...

Лента новостей

Загрузить еще
Последние комментарии
Самое комментируемое