Живые и пленные Змеиного острова: хроники спецоперации

Ростовская область, 13 марта 2022. DON24.RU. Объясняем, как международное право обязывает обращаться с пленными и что происходит в реальности во время спецоперации российских войск на Украине.

В хаосе противоречивой, а часто лживой информации обычному человеку, не имеющему отношения к военному делу, очень сложно разобраться, что правда, а что – запугивание и пропаганда. Анонимные украинские телеграм-каналы и сайты, растущие и пропадающие как грибы, сообщают множество историй о том, как наши военнослужащие попадают в плен и что с ними происходит.

В значительном числе случаев эти данные не имеют ничего общего с реальностью и направлены на запугивание читателей. Или это попытки деморализовать наших офицеров. По задумке идеологов информационной атаки, напуганные родные военнослужащих будут транслировать свою тревогу тем, кто сегодня освобождает современный мир от нового нацизма.

Оговоримся, мы четко понимаем, что российская спецоперация проходит на территории независимого государства. И ее цель – обезопасить мирных людей как в нашей стране, так и в сопредельных государствах от террористической и националистической угрозы. Можно даже не упоминать о документах, полученных во время спецоперации. Уже после ее завершения специалисты, ученые, правоохранительные организации должны изучить, зачем мирной Украине лаборатории, разрабатывающие химическое, ядерное или биологическое оружие, или для чего Украине целая армия обученных хакеров, политтехнологов, пропагандистов и прочих специалистов.

Нам же ближе и очевиднее вспомнить уже расследованные истории, связанные с бесконечными сообщениями о лжеминировании самолетов, школ и торговых центров в России. Уже доказано, что многие из них поступали  с территории Украины. Естественно, напрашивается вопрос: зачем на территории соседнего государства оказалось столько телефонных и интернет-шутников? Не секрет, что сегодня они вновь активизировались.

Сейчас важно разобраться с этой угрозой, несущей не только террористический, но и националистический характер. Именно поэтому наши войска ведут себя при проведении спецоперации максимально аккуратно, оберегая и защищая мирных жителей.

Здесь необходимо разобрать несколько случаев, но вначале поймем, какие нормы права действуют в отношении военнопленных. В 1949 году была принята Женевская конвенция, которая подробно описывает все моменты, связанные с обращением с военнопленными. Она четко указывает на то, что главное – вежливое и гуманное отношение к людям.

Документ начинается с того, что стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию. Уже в третьей статье конвенции говорится, что в отношении лиц, которые сложили оружие, всегда и всюду будут запрещаться следующие действия:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,

b) взятие заложников,

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

Мы, россияне, всецело поддерживаем  и соблюдаем нормы конвенции, в том числе для сохранения жизни и здоровья наших военнослужащих. Именно поэтому наши военные не форсируют события и ведут спецоперацию точечно и не спеша. Именно поэтому нашим командирам приказано максимально сохранять свои жизни и жизни сослуживцев. Именно поэтому наши военные в критической ситуации сдаются в плен и стараются любой ценой избежать человеческих жертв как среди чужих, так и среди своих. Безусловно, речь не идет о тех, кто не только сдался в плен, но и перешел на сторону нацистов, этому после окончания спецоперации будет дана отдельная правовая оценка.

Если говорить о конкретных примерах, то сравним один из частных, но так часто встречающихся случаев с положениями семнадцатой статьи конвенции. Она гласит: «Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию».

Украинская сторона в анонимных телеграм-каналах щедро публикует видеозаписи задержания русских офицеров. Как фейковые, которые многократно разбирались в российских официальных СМИ, так и реальные. Вторые  наглядно показывают, как представители ВСУ жестоко и не стесняясь выясняют не только закрепленные в Женевской конвенции данные, но и многие другие, что грубо противоречит нормам международного права.

Более того, так активно распространяемые националистами кадры свидетельствуют о нарушении требования конвенции о том, что «никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям».

У всех в памяти живы кадры, где представители так называемой теробороны требуют у российского офицера сказать: «Слава Украине». Забыв о требованиях конвенции или по незнанию, что не освобождает этих нелюдей от дальнейшей ответственности.

На этом нарушения конвенции не заканчиваются – слишком много поступает в СМИ и правоохранительные органы в России данных о том, что украинская пропаганда не гнушается давлением на родных военнопленных. Они рассылают в соцсетях детям и родителям наших военнослужащих зверские видео с их близкими, оказавшимися в плену.

Можно бесконечно долго рассказывать о нарушенных в отношении наших бойцов нормах международного права. Безусловно, это не должно оставаться безнаказанным, а тем более не должно приветствоваться людьми, считающими себя либералами. Наши правоохранительные органы сделают впоследствии, да и уже сейчас делают, соответствующие выводы.

Для контраста можно вспомнить ситуацию на Змеином острове, когда украинские пограничники и спецназовцы в один из первых дней спецоперации добровольно сложили оружие и сдались в плен. Посмотрев на то, как в ВСУ относятся к русским военнопленным, уже не стоит удивляться, что государство официально объявило своих граждан погибшими. Похоже, что нашим оппонентам неведомо военное правило «Своих не бросаем» и не могут они оценить четкое соблюдение Конвенции о правах пленных российской стороной.

Российским военнослужащим 25 февраля сдались 82 человека обученных офицеров Вооруженных сил Украины. Никто из них не был оскорблен или ущемлен в правах, все они были доставлены в Севастополь и поставлены на полное довольствие.

«Никто нам не угрожал, не бил. Нас отнесли на обочину и начали оказывать нам помощь. Лечение проходит у нас отлично. Все относятся к нам, я бы даже сказал, шикарно! Кормят, поят, дают книжки читать. Никто нас не угнетает, не говорит гадостей», – рассказал один из пленных пограничников корреспонденту телеканала «Звезда».

Есть подобные кадры и с других позиций спецоперации. Примерно так же неожиданно тепло бойцы ВСУ рассказывают и о взявших их в плен в Буче дерзких кадыровцах. И чаще всего резюмируют, обращаясь к своим бывшим сослуживцам: «Ребята, бросайте оружие. Нас всех ждут семьи».

Дзен

Путин упомянул Таганрог в ходе прямой линии

Ростовская область, 19 декабря 2024. DON24.RU. Президент РФ Владимир Путин дважды упомянул Таганрог во время выступления на прямой линии. По его словам, в свое время Петр I рассматривал возможность переноса российской столицы в Таганрог.

Также глава государства рассказал о строительстве автомобильной дороги вокруг Азовского моря, ставшего внутренним водным бассейном России.

«Введен в эксплуатацию первый участок этой трассы протяженностью 40 км, от Таганрога до Мариуполя», – сказал президент.

Строительство дороги продолжается, добавил Путин. Вся дорожная сеть в Донбассе и Новороссии будет восстановлена, подчеркнул президент.

Дзен
Лента новостей