Лицо российского закона: новый сенатор от Дона Ирина Рукавишникова о работе и о личном
Ростов-на-Дону, 17 сентября 2018. DON24.RU. Доктор юридических наук, профессор Ирина Рукавишникова, возглавлявшая в пятом созыве донского Законодательного Собрания комитет по законодательству, избрана новым сенатором от Ростовской области. «Молоту» удалось поговорить с политиком о ее врагах и наставниках и выяснить, насколько безвыходной должна быть ситуация, чтобы она нарушила закон.
– На ваш взгляд, какие законы, принятые депутатами пятого созыва, оказались самыми важными и необходимыми для жителей области?
– Их довольно много. Но, наверное, самые важные областные законы и наши обращения к федеральному законодателю те, которые активно обсуждались населением. Если брать комитет по законодательству, то это будут законы о нарушении тишины и покоя граждан, о профилактике наркомании, об административных правонарушениях, о бесплатной правовой помощи, о запрете вейпов, жевательного и нюхательного табака, о территориях воинской доблести и др.
Очень важным считаю наше обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в результате которого окончательно установлено, что сотрудники органов внутренних дел обязаны реагировать на обращения граждан об административных правонарушениях, определенных региональным законодательством, вне зависимости от того, есть ли у региона соглашение с МВД или нет.
Среди инициированных другими комитетами законопроектов и обращений, пожалуй, стоит выделить законы о стратегическом планировании и о промышленной политике в Ростовской области, о поддержке дольщиков, о работе управляющих компаний и т. д. Кроме того, в первом чтении приняты два принципиально новых закона – о столичном статусе Ростова и об агломерациях. Пятый созыв Законодательного Собрания, на мой взгляд, был очень продуктивным.
– Насколько кардинально теперь, с переходом на работу в Совет Федерации, изменится ваша жизнь? Вы переедете в Москву или будете жить на два города?
– Основная моя работа будет проходить в Москве, но я регулярно буду приезжать в Ростов и область. Есть много дорогих мне проектов, которые нельзя просто так оставить, – бесплатная юридическая помощь гражданам, Дни правового просвещения, онлайн-консультации через МФЦ, Ассоциация юристов России, либеральная платформа «Единой России» и т. д. Я также буду участвовать в заседаниях донского парламента, только в ином статусе.
– Вы прошли сложный путь от преподавателя до декана юридического факультета РГЭУ (РИНХ). Поделитесь необычными случаями из своей педагогической практики.
– Не соглашусь, что он был трудным. Для меня любой путь всегда интересен. И я очень люблю свою профессию. Практически сразу после окончания университета я попала на преподавательскую работу в РИНХ (ныне – РГЭУ. – Прим. Ред.).
Моими «первенцами» были студенты экономического факультета – финансисты, которым я читала финансовое право. Разница в возрасте у меня с ними была всего три года. Я понимала, что мой предмет для них не основной, но была также убеждена, что знать право нужно каждому. И стремилась влюбить студентов в этот предмет. Насколько это удалось? В следующем году ониоканчивали вуз, а у нас впервые открывался юридический факультет. И получать второе высшее из этой группы численностью 30 человек к нам пришло подавляющее большинство. Это был 1996 год.
С открытием факультета связана еще одна любопытная история. Занятия начинались 1 сентября, а ремонт у нас, как обычно, заканчивался 31 августа. Уборщицы не справлялись. И молодые преподаватели и лаборанты нашей кафедры всю ночь мыли окна, полы, парты. Закончили около 6 часов утра, чтобы в 08:00 наши студенты пришли в комфортные и чистые аудитории, начали обучение в достойных условиях. Нас никто не обязывал, но мы так хотели открыть факультет, было полное единение и самоотдача.
Сначала было всего три кафедры, потом он разросся, появилось отдельное здание. Через время я его возглавила. Уверена, если очень любишь то, чем занимаешься, ты можешь и сам достичь в этом успеха, и привлечь множество сторонников. Кстати, большинство из тех финансистов, что пришли к нам в первый набор, поменяли свою профессию – стали работать в сфере права, некоторые со временем пришли к нам преподавать. Со многими дружу до сих пор.
– Кого вы считаете своим наставником? Кому больше всех благодарны за советы, знания и опыт?
– Первым был мой дедушка Павел Константинович Мещеряков, который оказал огромное влияние на меня саму и на мой выбор профессии – после войны он стал профессиональным юристом и перешел на работу в органы внутренних дел, в отставку вышел подполковником милиции. Его пример и отношение к жизни очень сильно повлияли на мои мировоззрение и профессиональную деятельность. Он давал мне очень много прекрасных советов, но один я вспоминаю постоянно: если не знаешь, как поступить, поступай по справедливости!
Также большую роль в моей жизни сыграл вузовский наставник Владимир Александрович Лапач. Он стал для меня очень близким человеком, который оказал на мое человеческое и профессиональное становление неоценимое влияние. Он подарил мне еще одно жизненное кредо, сказав: «Если не можешь сделать на 100%, лучше не берись».
Вообще, очень ценю возможность общения с мудрыми и добрыми людьми, среди них есть те, которых я считаю своими учителями.
– Насколько безвыходной должна быть ситуация, чтобы вы нарушили закон?
– Я верю в справедливость. И в то, что из любой ситуации есть законный выход.
– Как вы относитесь к смертной казни?
– Вероятность судебной ошибки всегда существует. А в случае смертной казни ее цена слишком высока.
– На что у вас подчас не хватает наглости или смелости?
– Затрудняюсь сказать, чего именно мне не хватает, но нередко мне трудно прервать человека, который явно злоупотребляет моим вниманием и рассказывает свою историю по второму-третьему кругу. Вижу в собеседнике человека с наболевшим и испытываю неловкость, когда понимаю, что мне необходимо завершить разговор.
– Как вы воспринимаете критику в свой адрес?
– Нормально, как и любой здравомыслящий человек. Понимая, что справедливая критика дает зону роста. Она не может обидеть. А ошибок стараюсь не повторять. Зато при приеме на работу я напрямую спрашиваю у человека, что лично для него более эффективный стимул – похвала или критика?
– У вас есть враги? Много? Кто они?
– Нет абсолютно плохих или абсолютно идеальных людей. Все это – наше восприятие. У всякого человека есть недоброжелатели и завистники, но я стараюсь встать на их точку зрения и понять, почему именно они ко мне так относятся. В одних случаях причина – недоразумение или недопонимание, тогда все поправимо. В других лучший выход – прекращение общения. Я категорией «враги» не оперирую.
– Чем занимаетесь в свободное от работы время?
– Все свободное время стараюсь посвящать воспитанию сына. Мы часто путешествуем. Урывками читаю профессиональную и художественную литературу. Все сложнее выделять время для занятий наукой, но научные статьи я пишу регулярно – действующий профессор должен держать себя в хорошей научной форме (про физическую форму также стараюсь не забывать). Часто приглашают выступать в качестве оппонента на защитах диссертаций, на различные конференции и форумы – втискиваю и это в свой график.
– Какой ваш любимый час из 24 часов?
– Для человека, который любит жизнь, наверное, не может быть нелюбимых часов. Когда жизнь наполнена тем, что любишь, дорог и прекрасен каждый час.
– Какую кухню вы предпочитаете? Каков ваш обычный рацион?
– У меня простой принцип: что здорово, то и вкусно. Готовить очень люблю. Например, домашнее мороженое.
– Кто был вашим героем в детстве? Какие мультфильмы вы любили смотреть?
– Хочется вспомнить не героя, а увлечение. В нашем детстве были популярны различные диафильмы. Я росла с младшими братьями, мы их прокручивали и озвучивали разными голосами. Это было здорово.
– У вас есть любимчики среди ваших домашних животных?
– Сколько я себя помню, почти всегда рядом со мной были собаки. Они появлялись в моей жизни по-разному. Конечно, за собаками нужен уход. С ними нужно постоянно заниматься, в том числе спортом. За ними необходимо убирать, в том числе и на улице. Домашнее животное – это большая ответственность, а не развлечение. Я отношусь к ним как к людям. Абсолютно убеждена, что собаки прекрасно понимают человеческую речь. А еще собаки совершенно не умеют врать. Особенно когда их две: одна нашкодит, задаешь вопрос обеим, и сразу становится видно, кто виновато прячет глаза и поджимает хвост… И они бесконечно верны хозяевам!
– Если бы вы могли на сутки стать невидимкой, куда бы вы отправились?
– Конечно, в детство. Когда семья казалась большой и были живы бабушка с дедушкой.
– У вас есть личный рецепт успеха?
– Вера в себя.
– Что вам помогает держать удар?
– Твердость в следовании выбранной линии. И принятие решений не на эмоциях.
– Сами водите автомобиль? Случаются у вас административные правонарушения? Как часто приходится оплачивать штрафы?
– Права имею и водить машину люблю, хотя в последние годы это случается редко. Вожу аккуратно, поэтому штрафов за собою не помню. Искренне считаю себя законопослушным человеком.
«Немецкий мусор»: в России выявили уязвимые места танка Leopard 2
Ростовская область, 16 января 2026, DON24.RU. До начала СВО танки считались самым сокрушительным оружием наземной войны.
В течение десятилетий танковые войска были бесспорным хозяевами на поле боя. В жарких боях Второй мировой танки были и мечом, и щитом. В годы холодной войны танки оказались на первой линии обороны против возможного удара с Востока.
Мировой опыт показал, что танковые войска должны находиться в авангарде наступления и решать судьбу сражения. Именно танки наносили противнику решающий смертельный удар.
Однако появление БПЛА ознаменовало революцию в военной доктрине. Танки оказались чрезвычайно уязвимы для воздушных атак. И все же они по-прежнему занимают неоспоримое место на поле боя и являются важной частью современной армии.
Пока в генштабах разрабатывают новые методы использования военной техники, на первый план выходят боевые характеристики современных бронемашин. Чьи танки лучше?
Ответ на этот вопрос в какой-то мере дает исследование, проведенное специалистами госкорпорации «Ростех». Они изучили трофейный образец немецкого Leopard 2 из зоны СВО.
Leopard второго поколения – ключевой танк армии ФРГ, составляющий основу ее бронированных ударных сил.
Во время боев за Авдеевку российские солдаты отбили у ВСУ танк Leopard 2A6. Это улучшенная разновидность представителя бронетанковой линейки бундесвера. Украинский экипаж сбежал, но боевая машина оказалась не сильно поврежденной.
Захваченный Leopard отправили в Нижний Тагил для оценки его реальных военно-технических характеристик.
«У танка Leopard 2 выявлены слабые места в защите. Они связаны как с толщиной и составом брони, так и с внутренней компоновкой боевой машины. Живучесть танка может быть недостаточной в условиях современной войны, например при атаке с разных ракурсов дронов с кумулятивной боевой частью и современных ПТРК», – к такому заключению пришли специалисты Уралвагонзавода, обследовавшие трофейный образец.
Защита Leopard отражает классические тенденции, характерные для минувших десятилетий. Она не вполне соответствует требованиям сегодняшнего дня, указывается в документе.
Один из сотрудников Танкограда даже назвал Leopard 2 «немецким хламом». И добавил, что у «леопардов» нет шансов против российских Т-72Б3М, Т-80БВМ и Т-90М на поле боя.
«Эти машины в значительной степени утратили свою эффективность», – подытожили в «Ростехе».
На Западе заявление российской госкорпорации поспешили назвать кремлевской пропагандой.
Представители НАТО заявили, что Leopard – хорошая боевая машина, отвечающая требованиям современного боя. Другое дело, как ее используют в условиях ожесточенной войны.
У немецкого образца, как и у любого другого танка, есть слабые места. Боковая и задняя броня Leopard 2А6 значительно тоньше лобовой. Это привело к потерям от попаданий российских противотанковых управляемых ракет (чаще всего – «Корнетом»). Немецкие бронированные машины горели даже для при поражении старыми гранатометами РПГ-7.
«Танки Leopard 2A6 беззащитны против противопехотных мин и кассетных боеприпасов, используемых Россией, которые поражают более слабую верхнюю и боковую броню Leopard», – пишет французская «Монд».
Всего Украина потеряла 18 танков Leopard-2A5, 26 танков Leopard-2A4 и 13 танков Leopard-2A6. Такие данные приводят военные наблюдатели из Голландии, опираясь на сведения из открытых источников. Это означает, что фактическое количество потерь может быть еще больше.
При этом не стоит впадать в эйфорию и свысока смотреть на достижения западной военной техники. Совершенного оружия не бывает.
Российские танки действительно зарекомендовали себя с лучшей стороны на поле боя. Но и они имеют слабые места, чем и пользуется противник. Те же голландские эксперты, о которых говорилось выше, регулярно выкладывают в интернете список потерь наших Т-72, Т-80 и Т-90.
«Война на Украине показала наличие общих проблем, с которыми сталкиваются как российские, так и украинские танки, – пишет международное издание «Юрейжа таймс». – Хотя российские танки имеют очень прочную броню, состоящую из стали, композитных материалов и динамической защиты, они не являются непробиваемыми для вражеских боеприпасов».
Но верно и другое. Несмотря ни на что, российские танки зарекомендовали себя с лучшей стороны. Специалисты «Ростеха» извлекли уроки из потерь и усовершенствовали конструкцию боевых машин. Чего нельзя сказать о немецких аналогах.
«Танк Leopard 2 потерпел неудачу на поле боя, что нанесло серьезный удар по его репутации», – указывается в публикации «Юрейжа таймс».



Ответить