Росздравнадзор: врачи до сих пор боятся выписывать рецепты на обезболивающие
Уже более года в стране действует закон, упрощающий порядок получения наркотических и психотропных лекарств. Но до сих пор не все онкобольные и пациенты, нуждающиеся в обезболивании, знают свои права. О том, какие проблемы остались и почему некоторые врачи затягивают выдачу рецептов, в интервью don24.ru рассказывает Татьяна Полинская, врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области.
– В июле 2015 года вступили в силу изменения в нормативную базу, помогающие устранить бюрократические барьеры при выдаче наркотиков для пациентов с болевым синдромом. Насколько проще стала эта процедура?
– Значительно проще. И это доказывает сократившееся в несколько раз количество жалоб, поступивших на «горячую линию» Росздравнадзора. Мы видим положительную тенденцию. Но все же не все пациенты до сих пор знают, насколько была облегчена их жизнь. В частности, теперь врач может самостоятельно выписывать наркотические средства и психотропные вещества пациентам с выраженными болями, а также тем, у кого отмечаются нарушение сна, судорожные состояния, тревожные расстройства, фобии. Такое понятие как повторная «врачебная комиссия» в данном случае осталось в прошлом. Если ранее при повторном получении наркотического средства обязательно надо было сдавать ампулы, блистеры, то сейчас этого не требуется. Значительно увеличился срок действия рецепта – в три раза, с пяти до 15 дней. Если пациент выписывается из больницы перед выходными, то стационарный врач по согласованию с руководством имеет право выдать ему сильнодействующие, наркотические и психотропные обезболивающие на срок приема до пяти дней, либо выписать на них рецепт для их получения в аптеке. Помимо этого теперь возможно увеличивать количество назначаемых ампул в одном рецепте, но не более чем в два раза, если пациент нуждается в очень длительном обезболивании. И это касается не только паллиативных больных.
– Личное присутствие больного при получении рецепта по-прежнему обязательно?
– Нет, и это важный прорыв. Теперь получить рецепт могут как родственники, так и социальные работники. Раньше пациент, несмотря на то, в каком состоянии он находится, обязательно должен был лично явиться к врачу. Мы даже наказывали поликлиники, когда устанавливали, что выписка была произведена, так сказать, «за глаза». Но мы все прекрасно понимаем, что больные, получающие уже паллиативную помощь, находясь в терминальной фазе, просто физически не могут самостоятельно прийти за рецептом. Если врач сомневается, что рецепт получает родственник, он может прийти к пациенту сам. Но, к сожалению, выписанных на дому рецептов очень мало.
– Почему сложилась такая ситуация?
– Скорее всего, не поменялся менталитет врачей. Они боятся брать на себя ответственность, так как очень долго нормативные рамки, в которых им приходилось работать, были довольно жесткими. Десятки лет в стране существовала карательная система, поэтому врачи, особенного старшего поколения, трудно перестраиваются и с опаской реагируют на эти позитивные изменения. Мы пытаемся убедить их не заставлять пациентов проходить врачебную комиссию при повторном получении препарата. Не требовать ампулы они уже научились, а вот свободно выписывать рецепты пока не торопятся.
– Закон дал право отпускать препараты не только аптекам, но и медицинским учреждениям. Другими словами, должно было стать больше точек, где пациенты могут получить сильнодействующие средства. Как с этим обстоит дело в донском регионе?
– Сегодня в Ростовской области пациент может свободно получить наркотические, психотропные и сильнодействующие препараты в 30 пунктах, из которых 19 расположены в сельской местности. В четырех районах донского края: Красносулинском, Каменском, Советском, Тарасовском – и городе Батайске обезболивающие доставляют медработники. В настоящее время пункты по выписанным рецептам отпустили лекарственные препараты на сумму свыше 4,3 млн рублей. Всего в текущем году область потратила на эти цели 6,5 млн рублей.
– Как государство намерено повышать доступность обезболивающих в дальнейшем?
– С каждым годом регионы обязаны увеличивать число точек отпуска препаратов. Этим вопросом занимается минздрав, а мы будем контролировать, чтобы новые пункты чаще открывались на периферии, чтобы пациенту или его родственнику после получения рецепта в поликлинике не приходилось ездить за лекарством, преодолевая десятки километров. В каждой деревне, конечно, их не откроешь. Но максимально доступным их сделать можно.
Полевые работы стартуют раньше из-за климатических особенностей
Ростовская область, 31 января 2025. DON24.RU. Весенние полевые работы в этом году из-за климатических особенностей стартуют раньше. Об этом говорилось на совещании с руководителями региональных органов управления АПК Южного федерального округа, которое провел в Ростове замминистра сельского хозяйства Андрей Разин.
От Ростовской области в совещании принял участие заместитель донского губернатора – министр сельского хозяйства и продовольствия Константин Рачаловский. Во время своего выступления он сообщил:
«Сегодня мы стоим на пороге весенней полевой кампании, аграрии Ростовской области активными темпами готовятся к ее проведению. В целом, согласно предварительной структуре, общая посевная площадь в регионе в текущем году составит 4 млн 947 тыс. га. Минувшей осенью под урожай 2025 года озимые культуры посеяны на площади в 2 млн 881 тыс. га. Согласно оперативной информации, взошло 2,51 млн га, или 89% посевов. Весной 2025 года предстоит засеять более 1,9 млн га яровыми культурами, в том числе яровыми зерновымии, зернобобовыми культурами планируется засеять около 722 тыс., а масличными – около 1,1 млн га. Планируем на 5% увеличить площади под сахарной свеклой и порядка 20% «прибавят» картофель и овощи открытого грунта. В настоящее время заготовка семян, удобрений и ГСМ ведется в штатном режиме. Из необходимых 130,3 тыс. т семян яровых зерновых и зернобобовых культур заготовлено 76%».