Париж и Нью-Йорк возведут в Ростовской области

Фото: www.facebook.ru , Роман Неведров ©

Ростов-на-Дону, 19 октября 2017. DON24.RU. В октябре группа компаний «КИТ» завершила съемки «Смотрителя маяка» под Таганрогом – первого фильма, созданного на базе кинокластера «Дон». В  начале декабря стартуют съемки следующего фильма  – киноленты «Путь атамана». Около двух лет назад продюсер группы компаний «КИТ» Сергей Багиров и губернатор Ростовской области Василий Голубев «ударили по рукам» – решили, что кинокластеру на территории донского края быть. Теперь две локации под Таганрогом и в станице Старочеркасской уже созданы, а недалеко от Азова планируют возвести маленькую Францию и Америку.

Василий Голубев: «Правительство области будет организационно поддерживать эту инициативу»

В августе 2016 года проект кинокластера «Дон» презентовали, а в конце февраля 2017 года Василий Голубев подписал соглашение о сотрудничестве в сфере развития кино- и телепроизводства на территории в Ростовской области совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения.

«Соглашением мы оформили совместное намерение развивать на Дону кинокластер. Инициатива, напомню, появилась в Год российского кино. Специалисты считают, что Ростовская область – очень подходящий для производства кино регион. Правительство области будет организационно поддерживать эту инициативу», – отметил Василий Голубев.

Фото: Donland.ru Василий Голубев на подписании соглашения

Спустя три месяца после соглашения кинокластер «Дон» официально начал свою работу. Как отметил инициатор проекта Сергей Багиров, в первую очередь его решили реализовать в Ростовской области, потому что донское правительство сразу очень позитивно отнеслось к идее.

«Когда я первый раз задумался о новой точке кинопроизводства, Василий Голубев первым откликнулся. Сразу отметил, что предоставят площадки для съемок, обеспечат недорогие гостиницы для киногруппы и организуют питание. После этого губернатор дал команду своему заместителю Юрию Молодченко курировать нас», – рассказал инициатор проекта Сергей Багиров.

По его словам, создание кинокластера в донском крае обошлось примерно на 30% дешевле, чем если бы его создали в Москве.

«Взять, к примеру, Санкт-Петербург. Снимать где-нибудь рядом с Эрмитажем стоит огромных денег, каких у нас в настоящее время нет. В Ростовской области площадки нам предоставляют бесплатно. За счет такой экономии мы больше внимания уделяем качеству сериалов», – пояснил продюсер.

Навстречу пошло не только донское правительство, но и руководство Таганрога, даже сотрудники МЧС и водолазы. Первые предоставили свой корабль для съемок, а вторые страховали актеров во время съемок в12-градусной воде. Все это –  бесплатно, как и активное участие сотрудников ГИБДД, которые помогали с перекрытием дорог. К слову, от идеи снимать в столице России отказались и потому, что там гораздо труднее ограничивать транспортное и пешеходное движение во время съемок.

«Для меня стала неожиданностью абсолютная доброжелательность таганрожцев. Местные жители выносили нам овощи и фрукты. При этом горожане совершенно не мешали нам», – поделился Сергей Багиров.

Сэкономить удалось и на самом дорогом – съемочном дне. Так, для того чтобы сменить локацию в Москве, нужно около пяти часов. В Таганроге во время съемки «Смотрителя маяка» это удавалось сделать за полчаса. За счет этого за день успевали поработать над большим количеством эпизодов. Местом создания кинокластера Ростовскую область выбрали еще и потому, что на юге России больше световых и одновременно теплых дней, что также выгодно для кинопроизводства.

Около 60% съемочной группы «Пути атамана» планируют набрать из местных кадров

Кинокластер «Дон» – это не только развитие местной культурной индустрии, но и создание новых рабочих мест в Ростовской области. За осень 2017 года дважды объявляли набор примерно по 50 вакансиям. Как подчеркнул художественный руководитель проекта Владимир Наместников, к съемкам фильма «Путь атамана» планируют набрать 60% сотрудников именно из донского края. Кинокластер поставил цель – создать съемочную группу на базе Ростова и Таганрога.

«На наших площадках мы периодически организуем стажировки для набранных в Ростовской области сотрудников. Среди прочего привозим специальное съемочное оборудование из Москвы и показываем, как оно работает. К сожалению, в Ростове такой аппаратуры нет. Местные сотрудники зачастую такого оборудования прежде не видели», –пояснил Владимир Наместников.

Среди вакансий кинокластера «ДОН» были заявлены должности вторых режиссеров и операторов, директора съемочной группы, постановщика и ассистентов. «Если человек только окончил университет или колледж и не имеет опыта работы, он может начать с должности рабочего. Примерно через полгода, если хорошо покажет себя, может получить повышение. Многие руководители киностудий начинали с должности рабочего», – поделился сотрудник, ответственный за вакансии кинокластера, Лев Золотарев. Однако надо быть готовым работать в любое время с учетом шести рабочих дней и одного выходного. Съемки могут вестись с 06:00 до 18:00 или с 15:00 до 03:00, рассказал он.

Фото: Павел Дроздов. Актерский состав «Смотрителя маяка» 

Стоит отметить, кинокластер сразу начал реализовывать идею набора сотрудников, проживающих именно в донском крае. Так, во время съемки «Смотрителя маяка» из 60 человек съемочной группы 21 был из Ростова и Таганрога. Участие принимали также жители Новошахтинска и Новочеркасска. «Одну из главных ролей сыграла девушка из Новошахтинска. По сюжету она возлюбленная главного злодея фильма. Ее брат, также проживающий в Новошахтинске, сыграл полицейского, который ищет этого самого отрицательного героя. Очень талантливые люди. Активное участие в съемке приняли и актеры Ростовского драматического театра им. Горького», – подчеркнул Сергей Багиров.

Собственные фильмы для кинокластера «ДОН» не самоцель. «При хороших кинопроектах к нам поедут и из Москвы. Я убежден в этом», – еще в начале 2017 года заявил Василий Голубев.  И действительно, инициатива, реализованная на Дону, притянула проекты других столичных кинопроизводителей. Сейчас в Таганроге московская кинокомпания снимает продолжение советского фильма «Зеленый фургон». Чуть ранее над ним работали в Ростове, используя около 10 ретро-автомобилей кинокластера «Дон». На днях другая кинокомпания начнет снимать на базе донского кинокластера фильм с рабочим названием «Родня» (по другой версии «Соседи» – прим. ред.).

Новую для России кино-технологию реализуют в Таганроге

В 2018 году съемки фильмов на базе кинокластера продолжатся. Их будет пять. В мае начнут снимать еще девять серий фильма «Путь атамана» и 2-й сезон «Консультанта». В дальнейшем также приступят к «Ростову» (рабочее название, история о первом начальнике городского уголовного розыска, который до получения этой должности состоял в криминальном сообществе – прим. ред.). Пока активно готовятся к зимнему этапу съемок киноленты о герое 1812 года Матвее Платове.

«Полностью готова казачья деревня в Старочеркасске. Там около 30 строений. На этапе проекта у нас два объекта: усадьбы Ефремова и Платова. Строительство турецкой крепости Измаил (во время штурма Измаила Матвей Платов возглавлял 5-ю колонну русской армии – прим. ред.) еще не началось, но уже есть эскизы», - отметил Владимир Наместников.

Фото: Владимир Наместников. Макет «Восточной крепости» в Старочеркасске 

Частью кинокластера стали не только старинные автомобили, но и пороховое оружие, которому 500 лет. Его используют для съемок киноленты «Путь атамана» и других подобных исторических фильмов. Среди раритетов пушки и органные пищали, которые стреляют камнями. «В будущем для кинокластера купят и изготовят около 200 единиц оружия. Все оно будет рабочим, стреляющим. Поставят много старого порохового оружия 1500–1600-х годов. В частности, будут требушеты (метательные машины – прим. ред.) для съемок осады крепости. Они способны метать камни на 30–40 метров. В высоту – на 13,5 метра», – рассказал специалист по технике и подготовке трюковых съемочных площадок Кирилл Юшенков.

Двумя оборудованными площадками – под Таганрогом и Старочеркасском – кластер не ограничится. В дальнейшем в 100 км от Азова появится еще одна локация, в этот раз – европейского типа. Там планируют возвести собственные Париж и Нью-Йорк, а также парк аттракционов, гостиничный и туристический комплекс, снежный и песочный города, поделился художественный руководитель. По его словам, скоро приступят к моделированию этой части проекта.

«В Таганроге для съемок мы хотим реализовать новую для России технологию. Такое в нашей стране сделают впервые. Будет выбран переулок или улица, которая будет воссоздана как улица XVIII века. В том числе отреставрируем здания и уберем с них вывески», – добавил Владимир Наместников.

Создание новых рабочих мест и внимание к региону московских компаний – это не все достижения недавно созданного кинокластера. Выявилась интересная тенденция: площадки, возводимые для съемок фильмов, привлекают тысячи туристов.

«С того момента, как мы закончили снимать «Смотрителя маяка» под Таганрогом, эту площадку рядом с возведенным маяком посетило больше людей, чем какой-либо музей в Ростовской области. Есть видео, на котором показано, какое количество машин приезжают туда встречать закаты и рассветы», – подытожил Сергей Багиров.

Комментировать

Редакция вправе отклонить ваш комментарий, если он содержит ссылки на другие ресурсы, нецензурную брань, оскорбления, угрозы, дискриминирует человека или группу людей по любому признаку, призывает к незаконным действиям или нарушает законодательство Российской Федерации
Комментарии
(14) комментариев

Два в одном, или История киножанра, который нельзя снимать неправильно

Ростовская область, 27 марта 2024. DON24.RU. Об этом жанре известный кинорежиссер и продюсер Дэмьен Шазелл писал так: «Если облажаешься, то это будет самое ужасное кино. Но если снять правильно, то это будет самый прекрасный фильм в мире». Киномюзикл – удовольствие 2 в 1: истории, и видеоряд, и великолепно исполненные музыкальные композиции, умело вплетенные в сюжет картины. О крайне интересной столетней истории киномюзикла от «Певца джаза» до «Ла-Ла Ленда» – в материале ИА «ДОН 24».

Золотой век киномюзикла: 1930-е – начало 1950-х

Изначально мюзиклы не были связаны с кино. Они зародились на сцене театра, и только после появления звукового кино в 1927 году жанр стал просачиваться на большие экраны. Первый фильм, который можно отнести к жанру, он же первый звуковой фильм вообще, вышел именно в 1927 году. Это был «Певец джаза» Алана Кросленда. Мюзиклы были призваны для того, чтобы приучать зрителя к тому, что кино перестало быть немым. Жанр успешно выполнял свое невеликое, но важнейшее призвание. Во многом по причине новизны формата первые киномюзиклы напоминали всю ту же театральную постановку, но снятую на пленку.

На дворе стоял конец 1920-х, киноделам приходилось сталкиваться со многими проблемами, вызванными несовершенством технологий. Например, актеры не могли далеко отходить от микрофона, который приходилось прятать где-то за декорациями. Исполнители ролей из-за этого топтались на месте, словно прикованные. Неудобно, но такими были реалии того времени.

«Певец джаза» задал вектор развития всему кинематографу на ближайшие годы. Успех первого звукового фильма подвигнул продюсеров вставлять песни чуть ли не в каждую новую кинокартину, однако далеко не всегда композиции в этих фильмах помогали раскрыть сюжет или героев. Но и такие примеры есть: в «Параде любви» Эрнста Любича и «Аплодисментах» Рубена Мамуляна музыка целенаправленно использовалась как часть диалогов или внутренних размышлений персонажей. Окончательно жанр киномюзикла в индустрии прижился лишь с выходом «Огней Нью-Йорка», рекламная кампания которого проходила под слоганом «стопроцентно говорящий, стопроцентно поющий, стопроцентно танцующий». В следующие несколько лет мюзиклы активно осваивались в Голливуде, но большинство из них все еще были экранизациями самых громких театральных постановок. Но чисто кинематографические мюзиклы не заставили себя долго ждать: вскоре на больших экранах стали выходить и оригинальные картины под музыку таких великих композиторов, как Джером Керн, Сервинг Берлин, Джордж Гершвин и Коули Портер.

Появление звукового кино спровоцировало формирование системы звезд в Голливуде. Значимость актеров в рекламных кампаниях резко возросла: зрители стали ориентироваться на конкретные лица, исполнители ролей отныне не являлись пустым звуком для них. Продюсеры прозаично закрепляли актеров за конкретным амплуа, с которым им приходилось идти дальше по карьерной лестнице. Интересно, что именно звезды мюзиклов пользовались наибольшей популярностью и уважением в индустрии. Они-то и оттеснили своих коллег по немому кино, которые очень быстро становились пережитком прошлого. Очень интересно данная смена поколений изображена во французском фильме «Артист».

Главным представителем жанра этой эпохи по праву считается «Волшебник страны Оз» – абсолютный бэнгер, как зрительский, так и премиальный. Фильм, ознаменовавший эпоху и сохранившийся в истории кинематографа как вечная классика. Музыкальное сопровождение сделало «Волшебника страны Оз» одним из лучших киномюзиклов тех лет, а статуэтки «Оскар» за лучшую песню и лучший саундтрек лишь уверяют нас в этом. 

 Своей высшей точки мюзиклы достигли в 1940-е. Люди находили в этих фильмах отдушину. Погрузиться в беззаботный мир с песнями и плясками, чтобы хотя бы на время абстрагироваться от войны и фронтовых новостей, хотели многие. Это отражают и сухие цифры: в 1945 году, когда закончилась война, шесть из десяти самых кассовых фильмов являлись мюзиклами.

Стагнация: 1950-е – начало 1960-х

В 1950-х годах Голливуду предстояло столкнуться с новым соперником – телевидением. Однако проблема не была ограничена только этим фактором. Фильмы стали более печальными и реалистичными, их сюжеты затрагивали более серьезные темы, а в самом обществе происходили изменения. Мюзиклы, в свою очередь, становились памятниками прошлого.

Рост стоимости производства мюзиклов привел к тому, что руководители студии Metro-Goldwyn-Mayer перестали рисковать своими деньгами, вкладывая их в оригинальные постановки. Вместо этого они вернулись к знакомой практике экранизации успешных театральных шоу, которые уже имели успех на Бродвее в Нью-Йорке. Некоторые из таких «блокбастеров» были созданы благодаря усилиям Ричарда Роджера и Оскара Хаммерштейна: «Оклахома!» (1955), «Карусель» (1956), «Король и я» (1956) и «На золотом пляже» (1958).

Одно из значимых событий того времени – появление на сцене молодой актрисы мюзиклов Барбары Стрейзанд, которая вскоре стала очень популярной. Отличительным представителем той эпохи можно считать «Вестсайдскую историю» – современную адаптацию истории Ромео и Джульетты, разворачивающуюся в трущобах Нью-Йорка.

Экспериментализм: от 1970-х до 1990-х

В это время роль мюзиклов в кино была практически на исходе. Каждый год выходило около 10 фильмов, что существенно меньше, чем в золотую эпоху мюзиклов, когда их количество достигало 60 и более. Большинство из этих фильмов не имели особой значимости. Тем не менее и Бродвей, и кинематограф продолжали развиваться, что привело к появлению экспериментальных работ. Особенно популярными стали рок-оперы, такие как фильм «Томми» (1975) режиссера Кена Рассела – странное галлюциногенное кино с футуристическими костюмами и декорациями, в котором Элтон Джон исполняет роль волшебника Пинбола. Еще одним примером является экранизация мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», рассказывающая о жизни Иисуса с использованием рок-музыки Эндрю Ллойда Уэббера.

«Бриолин» с Джоном Траволтой стоит отдельного упоминания. За маской искреннего признания в любви к Америке 1950-х годов фильм изображает неоднозначную эпоху с помощью мюзикла. Это семейный фильм, в котором представлены темы подростковой беременности, курения и юных преступников.

От нулевых и позже

Начало нулевых – время, когда киномюзикл вновь начал набирать обороты. До полноценного ренессанса было еще далеко, он не настал и по сей день, однако авторы все чаще стали обращаться к жанру как способу рассказать свою историю. Так, в 2002-м Роб Маршалл со своим «Чикаго» катком проехался по «Оскару», забрав целых шесть статуэток, в том числе за лучший фильм. Фильм также имел большой кассовый успех, так что не исключено, что история про соперничество Рокси Харт и Велмы Келли стала звоночком для всей индустрии, извещающим о том, что зритель вновь готов к пению и танцам на экране.

Хорошие мюзиклы стали посещать нас чаще. Но жанр все еще рассматривался как экспериментальный. Причем эксперименты эти касались не только творческой части, но и технической. За примером далеко ходить не надо: «Отверженные», Том Хуппер, первое соло Вальжана. Его монолог был снят с использованием стедикама –  системы стабилизации камеры, которую носит оператор. Это позволило Хью Джекману двигаться максимально свободно, так, как он считает нужным, чтобы передать все эмоции этой сцены.

Настоящим хитом стал второй фильм Дэмьена Шазелла под названием «Ла-Ла Ленд». Тогда, в 2016 году, фильм с Эммой Стоун и Райаном Гослингом в главных ролях покорил едва ли не каждого романтика своей чарующей атмосферой и магнетической историей любви двух творцов. Эмма и Райан ни разу не профессиональные певцы  и даже не танцоры. Однако, как верно утверждают критики, обаяние и химия между этими двумя оказались гораздо важнее. Интересно, что последний мюзикл категории A, то есть безоговорочно крупный жанровый фильм, который действительно охватил максимально широкую аудиторию, скорее мог бы прижиться в те самые 1930-е годы. Тема джаза, классический сюжет, который, конечно, нельзя считать чем-то принципиально новым, а также снятые с любовью музыкальные номера – все это словно перетекло к нам из золотого века киномюзикла. Получается, круг замкнулся? Отнюдь. «Ла-Ла Ленд» удачно сочетал в себе все самое лучшее, что было наработано жанром за его столетнюю историю, со свежим взглядом Шазелла. Удачная классическая история, рассказанная понятно, а главное, интересно для нового поколения зрителей. Хоть это и выглядит как формула успеха, все же стоит понимать, что все не так просто: талантливые авторы, которые могли бы встряхнуть жанр, на голливудских дорожках не валяются. Мюзикл все еще остается сложным для реализации жанром, браться за который решаются лишь смельчаки. Репутация киномюзикла в массах также не способствует его развитию: среди заядлых кинолюбителей еще можно отыскать тех, кто с уверенностью заявит о своей любви к пению и хореографии. Рядовой же зритель, услышав предложение посмотреть мюзикл, как правило, воспринимает эту идею с долей скептицизма. В лучшем случае. В худшем – открестится от этого на корню.

Наша команда не рассчитывает на то, чтобы изменить положение дел этим материалом. Мы лишь скромно предлагаем вам ознакомиться с нашей подборкой лучших и интереснейших киномюзиклов последних 30 лет. Не исключено, что несколько фильмов смогут заинтересовать вас. В таком случае мы надеемся, что их просмотр станет для вас приятным времяпрепровождением.

В формате лонгрида читайте текст тут.

 Владислав Фатхуллов, Полина Едрышова  ИА «ДОН 24»