Вандализм мне больше по душе: взгляд райтера на уличное искусство в Ростове

Вандализм мне больше по душе: взгляд райтера на уличное искусство в Ростове
Фото: из личного архива Егора Тэчера ©

Ростовская область, 6 июня 2023. DON24.RU. Уличное искусство для него отдушина, он катается на скейтборде, рисует граффити, работает моделью. Ростовский райтер Егор Тэчер рассказал корреспонденту ИА «ДОН 24» о моде на граффити в России, арт-галереях, негативных мнениях и адреналине. 

– Поделись, как ты пришел к уличному искусству?

– Меня в далеком 2018 году в эту сферу подтянул мой знакомый. Он разрисовал мне наждачку на скейтборде разными граффити шрифтами. После этого, я начал свое активное знакомство с уличным искусством. Смотрел разные обучающие видео райтеров, художников, на платформе YouTube, придумывал себе никнейм, искал свой стиль.

– Разграничиваешь ли ты понятия стрит-арта и граффити? Если да, то почему?

– Я воспринимаю эти два направления как две отдельные черты, если так можно сказать. Потому что стрит-арт и граффити – это все-таки немного разные движения. Граффити – это различные никнеймы, буквы, слова. Стрит-арт – это, как мне кажется, более остро-социальное.

– Такое творчество искусство или вандализм?

– Это вандализм. Нельзя называть искусством то, что причиняет ущерб. Да, конечно, есть легальные мероприятия, однако это все еще остается тем, что ты берешь краску и рисуешь на стенах города. Можно выделить и то, что большинство людей, считают такую культуру чем-то крутым, что если они рисуют, то это дает им некий статус, но на деле они вовсе не разбираются в этом – перекрывают чужие работы, портят чужое имущество. Нет этики, и это плохо.

–  За какими художниками следишь и откуда черпаешь вдохновение?

– Я в последнее время слежу за разными ребятами в «Инстаграме», в основном это иностранные художники. Если из СНГ, то это конечно же Пашок, Векман. Из наших ростовских – Fap Crew, AC, All City и Daft Crew. Наверное, самые крутые ребята, которые рисуют в нашем городе.

– Где можно посмотреть их работы? 

– В каждом городе есть своя так называемая арт-галерея. У нас она находится за кинотеатром «Ростов». Это гаражный кооператив, где рисование не запрещено. Также из мест, где большое скопление граффити, можно выделить бар «Квадрюпель». Там расписаны стены и проходил джем – мероприятие, где собираются опытные художники и рисуют. В целом по всему городу много граффити и стрит-арта, просто нужно внимательно смотреть.

– Феномен Бэнкси – как ты относишься к его творчеству? Созданная Бэнкси в 2006 году авторская копия одноименного граффити 2002 года, а также перформанс по ее уничтожению во время аукциона. Картина была разрезана встроенным в раму шредером во время аукциона сразу после объявления о ее продаже. Интересно узнать, как ты относишься к такому перформансу?

– Бэнкси – это безусловно контент-мейкер. Можно сказать, что он темная лошадка среди стрит-арт-художников, потому что никто не знает, кто он такой, как он выглядит, для чего все это делается. Я отношусь к этому нейтрально. Мне как нравится, так и не нравится. Это, безусловно, интересно и красиво, но мне кажется, что это немного не мое. Я больше по граффити, чем по стрит-арту, все же вандализм мне больше по душе.

– Почему?

– Когда-то давно, когда я только начинал погружаться в эту культуру, я посмотрел классический для граффити фильм, называется «Девиантное поведение», авторства великой команды «Зачем» из Москвы. Там есть такая фраза – «Вандализм – только ради одного этого стоит стать вандалом». Когда ты рисуешь в городе, в запрещенных местах, например на баннерах и витринах, это выброс адреналина. У этого есть свой шарм.

– Можно ли сказать, что этот некий акт вандализма – социальный протест?

– Да, но скорее это протест самому себе. Если раньше, в 1990-х, граффити был протестом правительству, выражением своих мыслей, попыткой пойти наперекор кому-либо, то сейчас это скорее просто для себя, некая отдушина. Я таким образом скрашиваю свои серые будни.

– РИА Новости: около 69% россиян не считают граффити видом современного искусства, однако 45% из них отмечают, что такие рисунки могут быть уместны в отдельных случаях, показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно данным опроса, только 27% россиян считают граффити видом современного искусства, 3% затруднились ответить на вопрос. Что думаешь по этому поводу? Часто прохожие люди негативно реагируют на такого рода увлечение. Сталкивался ли ты с таким?

– Граффити воспринимают как искусство только те люди, как мне кажется, которые только недавно пришли в это движение, либо те, которые живут этим. Негативное отношение людей к такому своего рода искусству – ежедневный обряд. Каждый считает нужным подойти и сказать, что ты портишь город, что ты какой-то не такой и плохой. У меня есть на это отговорка. Я говорю, что закрашиваю рекламные надписи телеграм-каналов с продажей наркотиков (смеется), а таких, кстати, очень много по всему городу. Однажды мы рисовали с другом, и к нам подошел мужчина с претензией, что мы делаем и почему мы позволяем себе художничать на заброшенной витрине. Словесная перепалка дошла до драки. Не супер приятная история. Но есть и забавная, длинной в месяц. Ежедневно я ходил в сторону своего техникума, где раньше учился, и по дороге постоянно закрашивал телеграм-канал на углу дома, связанный с наркотиками. И каждое утро бабушка с шестого этажа, с балкона, кричала мне, какой я ужасный человек.

– А ведь делал благое дело! Мы немного ранее говорили про арт-галерею. Было бы круто, если бы у нас в городе появилось больше таких мест?

– Да, это было бы прекрасно. Это был бы некий тренировочный лагерь, граффити-споты, где можно было бы набивать руку, находить новые знакомства среди райтеров и художников, расти в плане уличного искусства.

– Есть ли шанс в законодательном плане приблизиться к Европе? Там это намного легальнее, чем у нас.

– Я думаю, нет. У нас менталитет такой. Скорее всего, ничего не поменяется, а только  хуже станет.

– «В России это скорее мода. Как следствие, возникает негативное отношение даже со стороны тех, кто сам рисует», – нашла эту цитату в интервью с граффити-художником на портале Inkazan. Согласен или нет?

– Да, на 100% согласен. Я говорил немного про это в самом начале. Четко помню, как в 2018 году в «Тик-токе» завирусился тренд на граффити. И каждый второй школьник считал нужным купить себе маркер и пойти уродовать город. Не все, что вы видите, является граффити, далеко не все. Отсюда много негативного отношения художников. Неохотно принимают в эту некую «семью». Да и люди вне культуры видят много трешевых вещей, отсюда и реакция не самая лучшая. Условно, ты точно видела в «Тик-токе» видео, где дети везде пишут слово «Бум» и думают, какие они крутые. На деле же ничем крутым это не является.

Это так называемый тэг, но если смотреть в культуру, то «tag» – это подпись художника. Сейчас же с этими трендами это понятие стало размытым. 

 – Отбивает ли это желание рисовать?

– Да. Лично я стал достаточно редко рисовать на улице, сейчас по большей части набиваю руку на бумаге.

– Как ты считаешь, вот все эти дети портят трушность и аутентичность культуры?

– 50 на 50. Половина точно да, половина когда как. У меня есть знакомый, ему 14 лет. Он сейчас активно учится и рисует граффити. Я не могу сказать, что он портит трушность культуры. Он тот малой, который учится у тех самых опытных и трушных. Скорее, такие как он будут дальше развивать это движение.

– Почему сегодня уличное искусство так популярно и как ты думаешь, будет ли оно таковым в будущем?

– Если раньше граффити было сугубо андеграундным движением, то сейчас благодаря интернету оно получает огромную огласку. Мне кажется, уличное искусство останется популярной темой, но поистине хороших художников, я думаю, может и не быть. Шапка кархарт, педали найк. На последок хочу сказать, ребята, прежде чем рисовать в городе, наберитесь опыта на бумаге. Всем респект! Спасибо.

В Русском музее завершили реставрацию картин Таганрогского музея, пострадавших при ракетном ударе

Ростовская область, 18 марта 2024. DON24.RU. В Русском музее завершили реставрацию произведений из Таганрогского художественного музея, которые пострадали во время ракетного удара в июле 2023 года. Об этом сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова.

«Реставраторы не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление работ, раскрыв их первоначальный вид и авторский замысел», – рассказал Любимова в своем телеграм-канале.

Специалисты в рамках реставрационных работ устранили прорывы и вытянутости холстов, дефекты красочного слоя, произвели регенерацию лака, заменили аварийные подрамники и тонировали утраты живописи на заключительном этапе реставрации.

Напомним, летом 2023 года в здание Таганрогского художественного музея попали осколки украинской ракеты. Была уничтожена кровля здания, разрушены стены и музейное оборудование. Вследствие теракта пострадали 22 экспоната, среди которых работы Борисова-Мусатова, Серова, Коровина, Серебряковой, Рериха, Малявина.