Сказка онлайн, или Что могут донские библиотеки в режиме самоизоляции

Ростовская область, 8 июня 2020. DON24.RU. В связи с карантином многие библиотеки перешли на дистанционное обслуживание. При современном развитии технологий библиотекари продолжают вести активную деятельность. Спросили у представителей ростовских библиотек о работе библиотек в дистанционном режиме.

Пока залы без читателей

Интернет-пространство в библиотеках и так осваивают давно и очень активно, рассказывает заведующая информационно-методическим отделом ростовской Центральной городской детской библиотеки имени В. И. Ленина Елена Ульченко. Она поясняет: «Активно изучали и использовали социальные сети для информирования населения об услугах, для популяризации чтения художественной литературы. Занимались оцифровкой книг и формированием электронных коллекций». И в условиях самоизоляции библиотекари много общаются с читателями: библиотекари читают детям сказки по телефону, создают буктрейлеры и виртуальные выставки, проводят мастер-классы, дают консультации и делают многое, многое другое, зачастую выходящее за рамки привычной библиотечной деятельности.

«Трудности, конечно, появились, в первую очередь технические: отсутствие в домашних условиях копировальной техники, скоростного интернета, программного обеспечения. Однако наша библиотека сумела быстро сориентироваться», – рассказывает Елена Ульченко.

Активная деятельность ведется в большинстве блогов, официальных группах библиотек в социальной сети «ВКонтакте».

Донская публичная библиотека и раньше интенсивно использовала интернет, а сейчас, в пору самоизоляции, эта работа стала еще разнообразнее, рассказывает пресс- секретарь Донской государственной публичной библиотеки Анисия Сорокина.

«В нынешней обстановке больше всего не хватает личного контакта с нашими читателями, потому что Публичная библиотека всегда с трепетом относилась к каждому, и больше всего мы надеемся на то, что вся эта история с самоизоляцией скоро закончится и мы снова увидим наших дорогих посетителей в стенах любимой библиотеки», – делится Анисия Сорокина.

А читателей все больше

«Наша библиотека приобрела и расширила свою интернет-аудиторию. Представляя интересный, качественный контент на своих страничках, мы смогли не только удержать внимание пользователей, но и ежедневно расширяем его. Если рассматривать эту аудиторию как новых «посетителей» библиотеки, то их число, несомненно, увеличилось. Что же касается тех, кто обычно приходил в библиотеку взять книгу домой, посидеть в читальном зале, то возможности пользоваться библиотекой для них сильно сократились», – рассуждает Елена Ульченко.

Она приводит статистику, сравнивая данные с прошлым годом, – все показатели по удаленному обслуживанию увеличились, пользователей стало больше на 32%, посещений – на 16%, выдачи – на 6%.

«Это связано с тем, что дома у многих появилось свободное время, которое они должны были чему-то посвятить. Осознавая это, сотрудники библиотеки разработали значительное количество онлайн-встреч, выставок, марафонов, конференций в Zoom и других интереснейших мероприятий, которые оказались востребованными среди наших читателей и не только», – дополняет Анисия Сорокина.

Читайте онлайн

В фондах «публички» хранится 5,5 млн томов. Своим читателям библиотека советует читать разные, но, главное, достойные книги.

«Для меня книга всегда более интересна в бумажном формате. Когда ее можно взять в руки, перелистнуть странички, прочитать ее около ночника, удобно устроившись в любимом кресле. А если по жанрам, то я всегда любила сказки. И сейчас они мне очень помогают. В данный момент перечитываю «Шляпу волшебника» из серии книг о дружной семейке муми-троллей замечательной писательницы Туве Янссон», – рассказывает Елена Ульченко.

Ну, а чтобы пережить время закрытых библиотек, читателям предлагают пока непривычные, но вполне доступные электронные форматы. Кстати, 2 июня отдел межбиблиотечного обслуживания  #Донскойпубличнойбиблиотеки возобновил работу по электронной доставке документов. Электронные копии небольших по объему статей из журналов, газет, сборников, фрагментов книг из фонда #Донскойпубличнойбиблиотеки читатели могут бесплатно заказать, обратившись через сайт библиотеки.

Комментировать

Редакция вправе отклонить ваш комментарий, если он содержит ссылки на другие ресурсы, нецензурную брань, оскорбления, угрозы, дискриминирует человека или группу людей по любому признаку, призывает к незаконным действиям или нарушает законодательство Российской Федерации

Вандализм мне больше по душе: взгляд райтера на уличное искусство в Ростове

Вандализм мне больше по душе: взгляд райтера на уличное искусство в Ростове
Фото: из личного архива Егора Тэчера ©

Ростовская область, 6 июня 2023. DON24.RU. Уличное искусство для него отдушина, он катается на скейтборде, рисует граффити, работает моделью. Ростовский райтер Егор Тэчер рассказал корреспонденту ИА «ДОН 24» о моде на граффити в России, арт-галереях, негативных мнениях и адреналине. 

– Поделись, как ты пришел к уличному искусству?

– Меня в далеком 2018 году в эту сферу подтянул мой знакомый. Он разрисовал мне наждачку на скейтборде разными граффити шрифтами. После этого, я начал свое активное знакомство с уличным искусством. Смотрел разные обучающие видео райтеров, художников, на платформе YouTube, придумывал себе никнейм, искал свой стиль.

– Разграничиваешь ли ты понятия стрит-арта и граффити? Если да, то почему?

– Я воспринимаю эти два направления как две отдельные черты, если так можно сказать. Потому что стрит-арт и граффити – это все-таки немного разные движения. Граффити – это различные никнеймы, буквы, слова. Стрит-арт – это, как мне кажется, более остро-социальное.

– Такое творчество искусство или вандализм?

– Это вандализм. Нельзя называть искусством то, что причиняет ущерб. Да, конечно, есть легальные мероприятия, однако это все еще остается тем, что ты берешь краску и рисуешь на стенах города. Можно выделить и то, что большинство людей, считают такую культуру чем-то крутым, что если они рисуют, то это дает им некий статус, но на деле они вовсе не разбираются в этом – перекрывают чужие работы, портят чужое имущество. Нет этики, и это плохо.

–  За какими художниками следишь и откуда черпаешь вдохновение?

– Я в последнее время слежу за разными ребятами в «Инстаграме», в основном это иностранные художники. Если из СНГ, то это конечно же Пашок, Векман. Из наших ростовских – Fap Crew, AC, All City и Daft Crew. Наверное, самые крутые ребята, которые рисуют в нашем городе.

– Где можно посмотреть их работы? 

– В каждом городе есть своя так называемая арт-галерея. У нас она находится за кинотеатром «Ростов». Это гаражный кооператив, где рисование не запрещено. Также из мест, где большое скопление граффити, можно выделить бар «Квадрюпель». Там расписаны стены и проходил джем – мероприятие, где собираются опытные художники и рисуют. В целом по всему городу много граффити и стрит-арта, просто нужно внимательно смотреть.

– Феномен Бэнкси – как ты относишься к его творчеству? Созданная Бэнкси в 2006 году авторская копия одноименного граффити 2002 года, а также перформанс по ее уничтожению во время аукциона. Картина была разрезана встроенным в раму шредером во время аукциона сразу после объявления о ее продаже. Интересно узнать, как ты относишься к такому перформансу?

– Бэнкси – это безусловно контент-мейкер. Можно сказать, что он темная лошадка среди стрит-арт-художников, потому что никто не знает, кто он такой, как он выглядит, для чего все это делается. Я отношусь к этому нейтрально. Мне как нравится, так и не нравится. Это, безусловно, интересно и красиво, но мне кажется, что это немного не мое. Я больше по граффити, чем по стрит-арту, все же вандализм мне больше по душе.

– Почему?

– Когда-то давно, когда я только начинал погружаться в эту культуру, я посмотрел классический для граффити фильм, называется «Девиантное поведение», авторства великой команды «Зачем» из Москвы. Там есть такая фраза – «Вандализм – только ради одного этого стоит стать вандалом». Когда ты рисуешь в городе, в запрещенных местах, например на баннерах и витринах, это выброс адреналина. У этого есть свой шарм.

– Можно ли сказать, что этот некий акт вандализма – социальный протест?

– Да, но скорее это протест самому себе. Если раньше, в 1990-х, граффити был протестом правительству, выражением своих мыслей, попыткой пойти наперекор кому-либо, то сейчас это скорее просто для себя, некая отдушина. Я таким образом скрашиваю свои серые будни.

– РИА Новости: около 69% россиян не считают граффити видом современного искусства, однако 45% из них отмечают, что такие рисунки могут быть уместны в отдельных случаях, показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно данным опроса, только 27% россиян считают граффити видом современного искусства, 3% затруднились ответить на вопрос. Что думаешь по этому поводу? Часто прохожие люди негативно реагируют на такого рода увлечение. Сталкивался ли ты с таким?

– Граффити воспринимают как искусство только те люди, как мне кажется, которые только недавно пришли в это движение, либо те, которые живут этим. Негативное отношение людей к такому своего рода искусству – ежедневный обряд. Каждый считает нужным подойти и сказать, что ты портишь город, что ты какой-то не такой и плохой. У меня есть на это отговорка. Я говорю, что закрашиваю рекламные надписи телеграм-каналов с продажей наркотиков (смеется), а таких, кстати, очень много по всему городу. Однажды мы рисовали с другом, и к нам подошел мужчина с претензией, что мы делаем и почему мы позволяем себе художничать на заброшенной витрине. Словесная перепалка дошла до драки. Не супер приятная история. Но есть и забавная, длинной в месяц. Ежедневно я ходил в сторону своего техникума, где раньше учился, и по дороге постоянно закрашивал телеграм-канал на углу дома, связанный с наркотиками. И каждое утро бабушка с шестого этажа, с балкона, кричала мне, какой я ужасный человек.

– А ведь делал благое дело! Мы немного ранее говорили про арт-галерею. Было бы круто, если бы у нас в городе появилось больше таких мест?

– Да, это было бы прекрасно. Это был бы некий тренировочный лагерь, граффити-споты, где можно было бы набивать руку, находить новые знакомства среди райтеров и художников, расти в плане уличного искусства.

– Есть ли шанс в законодательном плане приблизиться к Европе? Там это намного легальнее, чем у нас.

– Я думаю, нет. У нас менталитет такой. Скорее всего, ничего не поменяется, а только  хуже станет.

– «В России это скорее мода. Как следствие, возникает негативное отношение даже со стороны тех, кто сам рисует», – нашла эту цитату в интервью с граффити-художником на портале Inkazan. Согласен или нет?

– Да, на 100% согласен. Я говорил немного про это в самом начале. Четко помню, как в 2018 году в «Тик-токе» завирусился тренд на граффити. И каждый второй школьник считал нужным купить себе маркер и пойти уродовать город. Не все, что вы видите, является граффити, далеко не все. Отсюда много негативного отношения художников. Неохотно принимают в эту некую «семью». Да и люди вне культуры видят много трешевых вещей, отсюда и реакция не самая лучшая. Условно, ты точно видела в «Тик-токе» видео, где дети везде пишут слово «Бум» и думают, какие они крутые. На деле же ничем крутым это не является.

Это так называемый тэг, но если смотреть в культуру, то «tag» – это подпись художника. Сейчас же с этими трендами это понятие стало размытым. 

 – Отбивает ли это желание рисовать?

– Да. Лично я стал достаточно редко рисовать на улице, сейчас по большей части набиваю руку на бумаге.

– Как ты считаешь, вот все эти дети портят трушность и аутентичность культуры?

– 50 на 50. Половина точно да, половина когда как. У меня есть знакомый, ему 14 лет. Он сейчас активно учится и рисует граффити. Я не могу сказать, что он портит трушность культуры. Он тот малой, который учится у тех самых опытных и трушных. Скорее, такие как он будут дальше развивать это движение.

– Почему сегодня уличное искусство так популярно и как ты думаешь, будет ли оно таковым в будущем?

– Если раньше граффити было сугубо андеграундным движением, то сейчас благодаря интернету оно получает огромную огласку. Мне кажется, уличное искусство останется популярной темой, но поистине хороших художников, я думаю, может и не быть. Шапка кархарт, педали найк. На последок хочу сказать, ребята, прежде чем рисовать в городе, наберитесь опыта на бумаге. Всем респект! Спасибо.