Аркадий Мурзаев: В Ростовской области растет доля несырьевого экспорта
Ростовская область, 10 сентября 2024. DON24.RU. Директор АНО «Центр поддержки экспорта» Ростовской области Аркадий Мурзаев рассказал о тенденциях и потенциале регионального экспорта, а также о росте софинансирования логистики для предпринимателей.
СПРАВКА: Медиа Группа «РБК Юг и Северный Кавказ» и телеканал «ДОН 24», который входит в состав крупнейшего медиахолдинга Ростовской области АО «Дон-медиа», запустили второй сезон проекта «Взлетная полоса». Он включает в себя серию телевизионных интервью с представителями региональной власти. В рамках проекта зрителям расскажут о точках роста донского региона. Проект выходит на двух площадках: в ростовской студии с гостями общается ведущая телеканала «ДОН 24» Анна Глебова, из краснодарской студии – в эфире ведущий «РБК ТВ Юг» Станислав Бандурка.
Анна Глебова: Объемы экспорта Ростовской области в страны Азии и Африки увеличились на 16% и 1,3% соответственно. Об этом говорил губернатор Ростовской области Василий Голубев, подводя итоги 2023 года. Сохранилась ли такая тенденция в 2024 году?
– Тенденция, безусловно, продолжается, особенно в странах Азии, потому что это очень перспективный регион. Там живет почти 60% населения земли. Конечно, когда мы говорим об Азии, мы, прежде всего, представляем огромный Китай. Но, кроме Китая, там есть такие страны, как Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Таиланд и так далее. Со всеми этими странами есть возможность развивать отношения.
Африка – тоже очень интересный континент, так как там существует огромный спрос на совершенно разнообразные товары. Сложность при сотрудничестве с Африкой состоит в наличии платежеспособного спроса. Соответственно, нужно работать в этом направлении.
Станислав Бандурка: Основу экспорта Ростовской области составляют зерновые. При этом стоит задача наращивать долю несырьевого экспорта. Насколько Ростовская область преуспела в этом?
– Я думаю, что тенденция очевидна и идет рост доли несырьевого экспорта – товара с высоким уровнем передела. Чем более высокий уровень передела мы поставляем на экспорт, тем, соответственно, больше денег получают и экспортеры, и государства. Это выгодно.
Другое дело, не надо забывать о санкционном режиме. Если мы говорим об Азии, то Китай – это мировая фабрика. Возникает вопрос о том, что мы туда можем поставлять, потому что мы многое оттуда берем. Понятное дело, что мы больше всего производим, то мы больше всего и поставляем.
В ряде отраслей у нас объемы производства значительно больше, чем возможности потребления на внутреннем рынке. Соответственно, если мы не будем развивать экспорт и не будем вывозить те товары, которых мы можем производить больше, чем в них нуждаемся, то это в целом будет негативно влиять на экономику.
Одно дело – вывозить пшеницу в виде зерна, другое – вывозить муку. В последнее время есть очевидные тенденции, когда объемы вывоза на экспорт именно муки, как продукции более высокого уровня передела, нежели само зерно, нарастают. Многие предприятия всерьез прорабатывают это направление бизнеса, организуют у себя мукомольное производство именно с целью экспортной ориентации на зарубежные страны.
За время работы в поддержке экспорта я не перестаю восхищаться нашим регионом, потому что здесь находится масса предприятий, выпускающих нужную, интересную, востребованную продукцию высоких уровней передела, технологически сложную, соответствующую современным стандартам высокотеха, начиная от легких одномоторных самолетов. Мы сейчас занимающуюся этим компанию поддерживаем, она будет осуществлять первую экспортную поставку в Узбекистан.
В Ростове есть очень много IT-компаний. Целый кластер существует, который находится на уровне лидирующих передовых кластеров в России. Группа IT-компаний, которая делает очень интересные перспективные разработки. В общем, в Ростове огромная масса компаний, которые уже производят высокотех. И мы, конечно, делаем все возможное, чтобы им помочь в выходе на экспорт. Но тут есть сложности в современных условиях. И соответственно, надо понимать, как в этих условиях работать, куда продвигать, куда направлять и что делать.
Анна Глебова: Помимо геополитических факторов, есть еще какие-то факторы, которые сдерживают экспорт Ростовской области?
– Безусловно, есть два основных фактора. Это, прежде всего, ситуация с валютными платежами. Есть пять или шесть способов, как можно работать в современных условиях. Ими надо пользоваться.
Второе – это логистика. Здесь я бы не стал все относить на недружественных нам партнеров, потому что, на мой взгляд, транспортная инфраструктура не соответствует нашему экспортному потенциалу. Это, я считаю, огромный вопрос, потому что есть в логистике экономика. Если мы говорим о зерне или об угле, то судовую партию из морского порта легче везти судном, сухогрузом, нежели везти по железной дороге через всю страну на Дальний Восток.
То же самое происходит и с контейнерными перевозками. Я считаю, что у нас на юге не хватает мощностей. И тут вопрос сложный, потому что ряд компаний, которые являются лидерами логистического рынка, после введения санкционного режима перестали работать с российскими грузами. Соответственно, какое-то замещение на тех же самых контейнерных линиях происходит. Насколько его достаточно, это другой вопрос.
Анна Глебова: Какие именно виды поддержки вы предлагаете? Что наиболее востребовано среди экспортеров?
– Мы с каждым предприятием работаем индивидуально. Первое: если к нам обращаются от предприятия, мы проводим определенное время, общаясь с этими предпринимателями, задаем вопросы, выясняем их уровень готовности к экспорту, степень их опыта, как это у них организовано, чего они уже добились, какие они ставят цели и задачи перед собой. Нам нужно понимать их целеполагание, чего они хотят добиться. Потому что исходя из этого мы формируем индивидуальную стратегию для каждого предприятия.
Только на днях встречался с одним очень развитым, невероятно интересным и передовым предприятием в Ростовской области, которое занимается сантехническими изделиями, там уровень организации – космос! Я горжусь Ростовской областью, у нас есть невероятно крутые предприятия, которые можно на всемирную доску почета малого и среднего бизнеса поместить.
У нас есть базы данных, мы по кодам ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности – Прим. «РБК Ростов») можем посмотреть, кто, что, и куда грузит, у нас есть контрагенты, которые находятся в определенных странах, мы с их помощью отслеживаем спрос, уровень цен, насколько проходим или непроходим с логистикой. Например, есть мероприятие в Саудовской Аравии – выставка Saudi Build. Мы к этому времени проработаем направление по открытым источникам, по базам данных, зададим вопросы экспертам, насколько страны Персидского залива интересны, какие там есть возможности.
Мы помогаем с организацией логистики, таможенного оформления. Кроме того, мы на определенных условиях софинансируем транспортные расходы, участие в выставках, сертификацию, защиту интеллектуальной собственности. У нас есть эксперты, которые работают в области международного права, они помогают разрабатывать экспортные контракты. И если в каком-то из регионов выяснится, что продукция хороша для размещения на маркетплейсах, то, соответственно, мы можем софинансировать аккаунт, открыть на зарубежном маркетплейсе и на полгода софинансировать складские мощности для хранения вашего товара, а также софинансировать логистику.
Станислав Бандурка: В прошлом году планировалось увеличить софинансирование транспортных расходов экспорта для предпринимателей Ростовской области. Можем ли мы говорить о каких-то конкретных объемах? Насколько это софинансирование было увеличено и какие результаты эта мера дала?
– Я очень благодарен министерству экономического развития Ростовской области и Правительству Ростовской области, которые нас поддержали в том, что эта мера очень важна и ее необходимо развивать, выделять на это средства. По сравнению с прошлым годом объем средств, направленных на софинансирование логистики, увеличился в четыре раза. Лимит на одну компанию увеличился в два раза. Я считаю, что это очень эффективное средство поддержки, по одной простой причине. Логистика занимает в стоимости продукции иногда до 30%. Стоимость логистики очень серьезно влияет на конкурентоспособность наших товаров за рубежом. И если мы можем хоть немного повлиять и снизить таким образом издержки наших компаний, это обязательно надо делать. В конце концов, есть география. Когда везешь за 5000 км, это не будет стоить так, как будто ты везешь за 500 км. Эта мера востребована. Предприниматели активно ею пользуются, она реально помогает продвигать нашу продукцию за счет повышения конкурентоспособности. И я уверен, что в будущем эта мера будет также находить большую поддержку со стороны государственных органов управления.
Туристический налог планируют ввести в Донецке
Ростовская область, 24 ноября 2024. DON24.RU. Власти Донецка намерены ввести туристический налог, сообщили ИА «ДОН 24» в администрации города.
Вопрос об установлении нового налога рассматривался недавно на совещании в мэрии. В нем приняли участие представители органов власти и туристической индустрии. Местные отельеры по-разному отнеслись к этой идее.
«В ближайшее время вопрос об установлении туристического налога на территории города будет вынесен на рассмотрение Донецкой городской думы», – добавил наш собеседник.
Туристический налог хотят применить и в других городах донского края. Так, с 1 января 2025 года он будет введен в Ростове, Волгодонске, Новошахтинске и некоторых сельских поселениях.