Раскопать зубы мамонта на уроке информатики могут ростовские школьники
Ростов-на-Дону, 7 декабря 2017. DON24.RU. Вместо компьютеров и мышек зубы мамонта и ливенцовских лошадей увидели ростовские школьники. Урок информатики в Ростовском областном музее краеведения провели для учеников из школы-интерната № 48. В этом учебном заведении учатся слабослышащие ребята, поэтому экскурсию адаптировали, упростив повествование и усилив артикуляцию, но в музее найдут способ, как донести информацию до любого.
Фото: Анна Лоевская
«Я соединила посещение музея с уроком информатики. У нас по плану изучение информационных процессов, и детям полезно увидеть, как происходят сбор информации, сохранение, обработка, а потом, уже в классе, мы обсудим и закрепим материал», – поясняет учитель английского и информатики Виктория Лесун.
«Вот, посмотрите, пожалуйста, на этот скелет, как вы думаете, это кто?» – интересуется у детей экскурсовод. Дети, впервые видящие древние окаменелости, хором предполагают, что перед ними динозавр, однако, оказывается, что перед ними верблюд.
Специалисты музея рассказывают, что для слабослышащих детей большую роль играет наглядность материала и возможность потрогать экспонаты. Так как их слуховой аппарат работает не в полную силу, экскурсовод упрощает повествование, использует таблички, говорит размеренно и прибегает к активной артикуляции – в ходе адаптации все слабослышащие ребята учатся читать по губам.
Фото: Анна Лоевская
Для слабовидящих и слепых ребят существуют специальные экспонаты, где они могут узнать, как проводятся, например, палеонтологические раскопки: яма с песком, где спрятана имитация древних курганов. Существуют специальные выпуклые макеты, позволяющие посетителям музея тактильно ощутить, узнать, каким был на ощупь древний мамонт или саблезубый тигр.
Фото: Анна Лоевская
Что касается детей, вынужденных пользоваться инвалидной коляской, то и здесь сотрудникам музея есть что предложить. Несмотря на то что здание Ростовского областного музея краеведения старое и не имеет пандусов, на второй этаж можно подняться с помощью специального подъемника. Кстати, все донские музеи оборудованы для того, чтобы проводить экскурсии для всех посетителей, независимо от их физических возможностей.
Фото: Анна Лоевская
Экскурсия длится в течение 40 минут, чтобы ребята не успели устать и потерять интерес. После рассказа школьники живо обсуждают увиденное. Особенно ребятам полюбился рассказ о ливенцовских лошадях – на месте одного из районов Ростова раньше водились лошади. Ученые обнаружили их останки во время раскопок в середине прошлого века.
Нацмессенджер, вайб-программирование, лабубомания: ученые зафиксировали около 90 новых слов 2025 года в русском языке
Ростовская область, 12 декабря 2025, DON24.RU. Ученые и специалисты Института лингвистических исследований РАН (ИЛИ РАН) описали около 90 неологизмов, появившихся в русском языке в 2025 году. В их числе – «вайб-программирование», «брейнрот-персонаж», «зумерский», «нацмессенджер», «лабубомания». Об этом ТАСС сообщил доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИЛИ РАН, руководитель группы «Словари новых слов» Валерий Ефремов.
По словам Валерия Ефремова, при дальнейшем анализе данных 2025 года ожидается выявление еще не менее 200 неологизмов. Филолог добавил, что в ближайшее время в толковые словари могут войти, например, уже устоявшееся слово «вайб» и лексика, связанная с искусственным интеллектом.
«При этом есть слова, которые резко появлялись в русском языке в прошлые годы, но в нем не прижились и быстро из него ушли или еще уйдут, например, «тамагочи», «бала-баяна» и «квадробер», – пишет источник.
В 2025 году в русском языке появились и другие новые слова: «байкшеринг», «бедроттинг», «бумераскер», «вайб-кодер», «инфлейшеншип», «гиблификация», «манки-брэнчинг», «сигналгейт» и множество иных.
Кроме того, в конце 2025 года ИЛИ РАН планирует выпустить расширенное издание «Словаря русского языка коронавирусной эпохи», содержащего более 7200 новых слов и словосочетаний, появившихся в русском языке в период пандемии начала 2020-х годов.
Ранее сотрудники Института русского языка им. А. С. Пушкина с помощью искусственного интеллекта определили самое длинное слово.


