Объект народного фольклора: история ростовского метрополитена, которого нет

Рассказываем о проекте, которому уже полвека

01 октября 19:42

Ростов-на-Дону, 1 октября 2018. DON24.RU. Метрополитен Ростова-на-Дону – одна из самых обсуждаемых тем среди горожан. Жители донской столицы уже полвека томятся в ожидании и верят – метро в городе обязательно будет, и именно оно спасет его от пробок, а людей – от опозданий. Однако проект подземки до сих пор не утвержден, а даты строительства меняются из года в год.

Историю самого обсуждаемого несуществующего места в Ростове, которое задумали построить еще полвека назад, рассказывает ИА «ДОН 24».

Рождено в Советском Союзе

До распада СССР существовало правило, что в городе, население которого достигло 1 млн жителей, должен появиться метрополитен. Ростов-на-Дону стал городом-миллионником в 1987 году (по данным Государственного комитета СССР по статистике), однако планы создания в городе подземки возникли раньше – в 1970-х. Первоначально транспортники и архитекторы обсуждали идею строительства наземной электрической железной дороги, однако от нее отказались в пользу метро.

Фото: Открытие Филевской линии Московского метрополитена. метрофото.рф

Геологические работы начались в 1980 году, и по их результатам был сделан вывод, что на территории донской столицы вполне реально за восемь лет построить восемь станций первой ветки метро. Предполагалось, что они расположатся в пределах центра города по направлению запад-восток от железнодорожного вокзала до Сельмаша. Однако подготовительные работы так и не начались – в городе лишь огородили заборами несколько участков, обозначив их плакатами с большой буквой «М».

По сей день существуют две основные версии того, почему советский проект так и не смог воплотиться в жизнь. Историки, как и горожане, придерживаются мнения, что препятствием к строительству стали грунтовые воды, которые размывают почву и ставят под угрозу безопасность пассажиров будущей подземки. Впрочем, говоря об этом, нельзя не вспомнить примеры строительства метро в городах с еще более сложными условиями — например в Санкт-Петербурге.

Фото: Станция метро «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге. personalguide.ru

В то же время, есть люди, которые думают, что строительство подземки в Ростове было отменено из-за того, что власти страны решили выделенные на нее средства отдать Красноярску, где в это же время как раз тоже прокладывался метрополитен. Впрочем, и его строительство было остановлено с развалом Советского Союза.

Так или иначе, ни одной станции в донской столице заложено не было. Проект оказался заморожен.

Попытка № 2

В 2008 году в Ростове-на-Дону появилась новая структура — МКУ «Управление Метро Ростова». Горожане какое-то время гадали: как может существовать управление того, чего до сих пор нет? Однако именно в этом году городские власти собрали и отправили на внешний аудит комплексную документацию для старта проектирования первой очереди ростовского метро, решив реанимировать забытый в прошлом столетии проект. С их точки зрения, данный шаг был обоснован.

В 2009 году снова была проведена геологическая разведка, и уже в 2010-м ОАО «Метрогипротранс» совместно с ГУП НИиПИ Генплана Москвы подготовили предложения по тому, как будут располагаться и пересекаться ветки будущего ростовского метрополитена.

Первая линия

Фото: Схема первой линии Ростовского метрополитена. rostov.kp.ru

В мае 2010 года стало известно, что первой решено строить ветку Запад – Северо-восток, поскольку одной из главных задач было разгрузить от пробок центр города, где работает много жителей спальных районов.

Первоочередной участок линии запланирован из центра Левенцовки. Предполагалось, что он будет проходить под проспектом Стачки по 17-метровой эстакаде через железнодорожный вокзал, далее – под Большой Садовой и продолжится под улицей Советской до площади Карла Маркса. В Левенцовском районе, возле ТЭЦ-2, планировалось строительство электродепо для линии. Полная длина участка должна была составить 16 км, на которых хотели расположить 12 станций.

Согласно проекту, первый этап строительства должен был включить в себя пять станций: «Улица Малиновского», «Улица Зорге», «Площадь Дружинников», «Вокзал» и «Ворошиловская». В дальнейшем ветку предполагалось продлить с одной стороны в район Сельмаша, а с другой – далее вглубь Левенцовского района. В результате ее протяженность должна была составить 22 км с размещением 13 станций.

Фото: Проект станции «Улица Малиновского». metro-rostova.ru

Вторая линия

Фото: Схема второй линии Ростовского метрополитена. ru.wikipedia.org

Вторую ветку планировалось проложить до 2025 года по направлению Север – Юг: от станции «Большая Садовая» с пересадкой на первую линию до «Площади Королева». Между ними должно было быть 9,9 км, на которых должны были разместиться еще четыре станции: «Площадь Гагарина», «Проспект Ленина», «Площадь Конституции» и «Площадь Космонавтов». Предполагалось, что в дальнейшем ветка будет продлена через реку Дон до Батайска с одной стороны и до Аксайского района – с другой стороны. Полная длина линии должна была составить около 14 км с 11 станциями.

Третья линия

Конкретных планов о третьей линии Северо-Запад – Восток разработать не успели. Известно, что она должна была обслуживать Октябрьский и Пролетарский районы города с дальнейшим продлением до Аксая. Ее общая протяженность должна была составить 19 км с размещением 16 станций.

В некоторых источниках встречается также информация о четвертой линии, которая должна была стать полукольцом, благодаря которому можно было бы перемещаться между первыми тремя.

Никогда такого не было, и вот опять

В конце 2012 года по городу разошлась неожиданная новость — в Ростове начали строить первую станцию метро. В центре города появилась строительная техника, рабочие оградили лентами несколько десятков квадратных метров земли и поставили табличку с заветной буквой «М» и надписью «Станция Буденновская».

Фото: Изыскательные работы на месте станции метро «Буденновская». rostovnadonu.bezformata.com

Планировалось, что она будет строиться методом глубокой проходки, то есть без выхода наверх, что делало строительство дешевле. Подземный перрон, попасть на который можно через существующий подземный переход, хотели протянуть на 120 м по направлению к переулку Островского.

Однако уже в январе 2013 года стало известно, что станция в состав первой линии Ростовского метрополитена не вошла. В результате, изыскательные работы завершили, но продолжения работа над «Буденновской» не получила.

С чистого листа

18 января 2013 года был утвержден проект планировки и межевания территории для размещения первой линии ростовского метрополитена. Стоимость разработки проектной документации для первого этапа строительства оценивалось в 942 млн рублей. Финансирование проектных работ было заложено в бюджеты города и области на 2013–2016 годы, чтобы закончить проектирование в 2015 году и в 2016 году претендовать на финансирование строительства по федеральным программам.

Однако конкурс на проектирование был объявлен только в декабре 2013 года, а срок подачи заявок многократно продлевался из-за отсутствия желающих их подавать. В январе 2015 года Управление Метро Ростова объявило о намерении начать строительство в 2018 году, мотивируя данное решение тем, что «в 2016–2017 годах экономика России должна стабилизироваться».

Через полгода решением сити-менеджера донской столицы Сергея Горбаня МКУ Управление Метро Ростова было реорганизовано и присоединено к «Дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону» (ДИСОТИ). А еще через три месяца был отменен и конкурс на проектирование.

10 ноября 2015 года Управление Метро Ростова официально прекратило свое существование.

Тронется ли вагончик?

Несмотря на расформирование управления, сити-менеджер Сергей Горбань пообещал горожанам, что метро в Ростове обязательно будет. Он отмечал, что строительство начнется после чемпионата мира по футболу, поскольку у города все средства уходили на подготовку к нему.

Впрочем, классический метрополитен Горбань не рассматривал, так как, по его словам, это сложно и затратно с финансовой точки зрения. Поэтому в конце своего срока он обнародовал планы по строительству «легкого» метро – трамвая, который двигается под землей либо по эстакаде. Он должен был соединить СЖМ с центром Ростова, а в дальнейшем его можно было бы продлить в Батайск. Глава города утверждал, что деньги на разработку технического задания уже выделены.

Фото: 3D-модель метротрама. rostov-gorod.ru

Однако продолжения этот проект тоже не получил – новый сити-менеджер данную «эстафетную палочку» не принял.

Но о метро не забыли, и уже летом 2017 года губернатор Ростовской области Василий Голубев, который никогда не отступал от мысли, что донской столице необходима подземка, напомнил о планах вернуться к проекту Ростовского метрополитена.

Фото: russia-ic.com

Через год после этого генеральный директор компании «Мосметрострой» Сергей Жуков в интервью одному из столичных СМИ сообщил, что в Ростове-на-Дону ведутся «определенные работы». По его же словам, донская столица нуждается в метрополитене, и проведенные в советское время расчеты это только подтверждают, несмотря на то, как давно они были сделаны.

Чуть позже, в рамках обсуждения Стратегии социально-экономического развития Ростова до 2035 года представители городской администрации заявили, что сооружение подземки – одна из важнейших задач для развития Ростова-на-Дону. Был предложен план сети метрополитена общей протяженностью 75–80 км.

Он вошел в документ «Стратегии», который в окончательном виде планируется принять до 1 января 2019 года. Если часть, касающаяся метрополитена, к тому времени не претерпит изменений, то метро в Ростове должно появиться до 2035 года. А до этого момента, как отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев в эфире программы «Главные о главном» (от 3 сентября 2018 года), в городе будет производиться работа по усовершенствованию действующего общественного транспорта. По его мнению, только после этого можно говорить о масштабном строительстве.

Фотогалерея: