Школа, доступная для всех

Ростов-на-Дону, 5 июня 2017. DON24.RU. По словам Ларисы Балиной, министра общего и профессионального образования Ростовской области, сегодня стоит задача сделать каждую школу, каждую образовательную организацию к 2030 году готовой принять любого ребенка, который приходит в первый класс. В этом году планируется адаптировать еще семь специальных общеобразовательных учреждений и восемь детских садов. С 2016 года в вузах Ростовской области работает магистерская программа по направлению «Инклюзивное образование». Все только намечаемое в других школах уже имеет рассветовская школа.

Школа – и вокруг нее

«1 сентября наша школа будет отмечать свое 50-летие, а 12 лет назад мы переехали в новое здание», – рассказала директор школы Светлана Крат.
Отвечая на вопрос, как же образовался вокруг нового здания даже не парк, а настоящий оазис, Светлана Александровна в качестве спонсора этих, как выяснилось, селекционных деревьев назвала Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства, расположенный по соседству.

Причем самое удивительное в этом то, что школьный парк – это среда, доступная для всех рассветовских жителей: здесь можно видеть и прогуливающихся мам с колясками, и малолетних местных жителей, с удовольствием носящихся по дорожкам парка, и их бабушек и дедушек, отдыхающих на скамейках.

Без подъемников, но со связью

По словам Клавдии Нор-Аревян, замдиректора рассветовской школы, они попали в программу «Доступная среда» неслучайно: в школе, одной из самых больших в районе, учатся ребята из семи окружающих Рассвет поселков.

В рамках программы появились пандусы и две сенсорные комнаты, они же кабинеты для дистанционного обучения. Сделать подъемники на второй этаж возможности не было, потому задействована видеоконференцсвязь: находясь на первом этаже в таком кабинете, ребенок может слушать учителя и принимать участие в уроке. Как это происходит, корреспондент «Молота» наблюдал, пройдя с директором школы в эти кабинеты.

Здесь сразу замечаешь не компьютеры, стоящие на столе у окна, а сухой бассейн, в котором с удовольствием «тонут» двое мальчишек, и гамаки, развешанные по комнате, в которых с довольными улыбками покачиваются ребята, закончившие занятия . А чуть дальше – девочка, которая «рисует» песком на освещенном снизу стекле.

Как рассказала психолог Оксана Краснобрыжая, утомляются ребята с ограниченными возможностями быстрее, чем обычные дети, потому им необходима разгрузка – и физическая, и психологическая, для чего предназначены и бассейн, и гамаки. Она и игры придумала для детей в таком расслабленном состоянии: например, про небо, куда предлагается «улетать» и знакомиться со звездами.

Павел, инвалид-колясочник, учится в школе в девятом классе, перейдя сюда из другой школы. Педагоги школы, понимая возможности этого ученика, разработали траекторию его образования по специальной коррекционной программе. Большое внимание (а Павел находится на индивидуальном обучении) уделяется развитию логического мышления, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия. Как рассказала учитель географии Ольга Андреева, успехи у парня налицо – помогают его начитанность и любознательность. И тут же можно было увидеть, как с помощью монитора у Павла есть возможность присутствовать на одном из школьных уроков, обществознании, который проходил в классе на втором этаже.

Коррекционные классы как они есть

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школе организованы специальные коррекционные классы. Есть случаи, когда из коррекционных классов дети переходят в обычные, настолько хорошо подобрана и работает программа обучения каждого ученика. Такой переход определяет медико-психолого-педагогическая комиссия, которая знакомится с достижениями ребенка.
К сожалению, детей с ОВЗ меньше не становится. Но, как считает Клавдия Нор-Аревян, их не становится и больше, просто возможности инклюзивного образования вывели этих детей в школы.

В коррекционных классах школы не по 25 учеников, а не более 15, и учитель имеет возможность найти подход к каждому ребенку. В прошлом году одна мама сопротивлялась переводу своего мальчика в коррекционный класс, но по решению комиссии он все-таки был переведен. После окончания учебного года мама пришла в школу с благодарностями: ребенок получает образование сообразно его индивидуальным способностям.
Есть в школе и обычные классы, где учатся вместе со всеми 13 «особых» детей с ОВЗ (не более четырех в каждом классе). Учитель составляет для таких детей отдельные программы.

Кадры

Архитектурную среду сделать легко, нацелить учителей на инклюзивное образование и образование «особых» детей гораздо сложнее. Не каждый из коррекционных педагогов, окончивших колледж или вуз, захочет поехать в сельскую школу. В рассветовской школе работают 12 специалистов, которые либо имеют такую специальность, либо прошли переподготовку. И 20 педагогов в прошлом году прошли соответствующее повышение квалификации.

«Если мы не замотивируем этих детей, у них ничего не получится, – сказал учитель математики Андрей Полубояров. – Тут пригодятся и игра, и придумывание заданий, и поиск намеренно сделанных ошибок. Для облегчения восприятия учебного материала используются интерактивные технологии, где акцент сделан на визуальное восприятие».

Психолог Анжелика Приходько вела занятие с четвероклассниками коррекционного класса. Цель урока, объяснила педагог, комплексное выравнивание их развития средствами арт-терапии. На интерактивной доске появлялись рисунки. Звучал рассказ о том, что мудрость может сочетаться с молодостью души. Говорили ребята и о душе, и о любви, и о творчестве.

Поставить на ноги

Рядом с сенсорной комнатой находится медкабинет, где хозяин – медбрат Игорь Гаркушин, имеющий и диплом педагога допобразования. Он рассказал об аппаратном комплексе «АРМИС», с помощью которого идет мониторинг здоровья всех учеников школы, и об уроках лечебной физкультуры не только для «особых» детей, но и для детей, переболевших ОРЗ. Но самым удивительным в его рассказе было то, как понятие «доступная среда» расширяет свои границы далеко за пределы школы.
Ученица школы, находящаяся дома на индивидуальном обучении, до недавнего времени не только не ходила, но и стоять не могла (у девочки ДЦП). Одна из педагогов-психологов, бывшая медсестра, и Игорь Гаркушин предложили родителям девочки свою помощь в восстановлении ее физических возможностей. Массаж, расслабляющий мышцы, и адаптивная физкультура привели к тому, что девочка становится на ноги и уже пытается ходить. Ей «поставили» и речь, так что ее занятия с педагогами сегодня проходят значительно успешнее, чем раньше.

«Внеучебка» и социализация

Дети из коррекционных классов участвуют во всех школьных конкурсах и олимпиадах, а в конкурсах прикладного мастерства их способности проявляются в полной мере. Светлана Крат рассказала о работе «Барсик-шалун» пятиклассников Кирилла Рогачева и Дениса Сорокина, занявшей первое место на районном конкурсе и третье – на областном. Она отослана на федеральный конкурс «Детство без границ».

В районе есть традиция Рождественских встреч, в ходе которых администрация района награждает отличившихся ребят. «Особые» дети в списках награжденных не исключение. А ведь для любого ребенка даже на школьном уровне грамота – большая радость, а уж на районном – полный восторг.

И еще об одном, но очень важном: хотя инвалид-колясочник Павел приезжает в школу несколько раз в неделю на два-три урока (своих, индивидуальных), заметно было, что сверстники его знают, – здороваются, спрашивают, как дела. И тот радостно отвечает, понимая, что в школьном коллективе он не чужой. Не это ли одна из целей появления программы «Доступная среда»: включение в жизнь общества тех, кто до сих пор был лишен этого?


Комментировать

Редакция вправе отклонить ваш комментарий, если он содержит ссылки на другие ресурсы, нецензурную брань, оскорбления, угрозы, дискриминирует человека или группу людей по любому признаку, призывает к незаконным действиям или нарушает законодательство Российской Федерации

Игорь Бураков: Новым шагом в развитии донских моногородов могло бы стать присоединение к СЭЗ воссоединенных территорий

Ростовская область, 25 апреля 2024. DON24.RU. В донском регионе – двузначный рост инвестиций.
Одной из причин такой динамики председатель Заксобрания Ростовской области по экономической политике Игорь Бураков считает строительство новых заводов и фабрик.

«Создаются и активно развиваются объекты промышленной инфраструктуры: кластеры, индустриальные парки, промышленные технопарки. Их резиденты могут претендовать на специально разработанные для этого в Ростовской области меры господдержки», – сказал депутат.

Он добавил, что в России идет мощная волна новой индустриализации. Промышленность становится локомотивом экономического и инвестиционного роста.

Накануне были оформлены финальные документы для запуска особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Ростовская» на базе Новочеркасского индустриального парка. По словам Игоря Буракова, резиденты ОЭЗ получат расширенный набор преференций, включая льготы по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на имущество организаций, пониженные таможенные пошлины, беспошлинный ввоз сырья, материалов и оборудования. Он добавил, что благодаря запуску ОЭЗ донской регион получил полный ассортимент существующих сегодня в России возможностей для поддержки промышленных проектов.

«В нашей ОЭЗ существуют все необходимые коммуникации, инженерная инфраструктура с большим профицитом мощностей. Некоторые производства здесь можно запускать в рекордные для России сроки – за восемь-девять месяцев», – сказал он.

В регионе формируется межрегиональный промышленный кластер в сфере радиоэлектроники с ядром в Ростове-на-Дону на мощностях группы компаний «Бештау». В его состав войдут профильные предприятия Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Они получат преференции, в том числе в виде льготных кредитов и субсидии на приобретение стартовых партий комплектующих, произведенных другими участниками кластера.

Благодаря присоединению трех моногородов Ростовской области – Гукова, Зверева и Донецка – к преференциальному режиму территории опережающего развития (ТОР) там создаются новые производства, не связанные с угольной промышленностью, а также успешно решается вопрос занятости населения.

«За время действия режима ТОР уровень безработицы в донских моногородах снизился в три-четыре раза. Это очень существенный результат. Сегодня почти 10% всех рабочих мест в донских моногородах – это предприятия резидентов ТОР. Новым шагом в развитии моногородов Ростовской области могло бы стать их присоединение к режиму свободной экономической зоны (СЭЗ), действующему с 2023 года на воссоединенных территориях России», – добавил Игорь Бураков.

По его словам, сейчас на федеральном уровне готовится законопроект, расширяющий режим этой свободной экономической зоны на приграничные районы Белгородской, Курской и Брянской областей. Депутаты донского парламента намерены обратиться в Госдуму с предложением дополнить этот перечень моногородами Гуково, Зверево и Донецком с учетом их специализации и тесных кооперационных связей с ДНР и ЛНР.

«Предприятия в моногородах Ростовской области конкурируют за кадры с возрождающимися производствами воссоединенных регионов, нередко предлагающими более высокие зарплаты. Присоединение наших моногородов к режиму СЭЗ поможет нивелировать разрывы в оплате труда», – считает депутат.

Депутаты Заксобрания Ростовской области также предложили продлить режим действия ТОР в моногородах с нынешних 12 лет как минимум до 20 лет.

«За последние 15 лет в Ростовской области объемы промышленного производства утроились, но мы не останавливаемся на достигнутом. Задачи перед страной стоят амбициозные, и у донского края особая роль в новой индустриализации в силу нашей промышленной специализации, качества человеческого капитала, высокого уровня развития инфраструктуры. Не случайно мы позиционируем Ростовскую область как индустриальное сердце юга России», – добавил парламентарий.