don24.ru ДОН24 ФМ-на Дону Молот Реклама Пресс-центр
Press centre logo
Экономика

«Бизнес-среда»: когда фермер становится миллионером

Гости ток-шоу обсудили, как в Ростовской области развивается агроиндустрия

18 мая, 09:011322 просмотра

В последнее время фермерские продукты пользуются повышенным спросом, несмотря на то что ценник на них устанавливается выше среднерыночного. Стоимость определяют многомиллионные вложения, необходимые бизнесмену для сельхоздела. Но благодаря государственной поддержке затраты могут быть меньше. 

Три бутылки молока 

Юрий Панченко из Родионово-Несветайского района уверен, что начинающий фермер еще перед стартом должен задумываться о сбыте будущей продукции. Например, когда только появилась идея заняться фермерством, он набрал козье молоко в обычные пластиковые бутылки и поехал в донскую столицу.

Юрий Панченко

Сейчас, уже имея опыт работы с дистрибуцией, я понимаю, как было наивно то, что я поехал в три крупных ростовских магазина. Я зашел к специалистам, которые отвечают за закупки, рассказал о том, что собираюсь строить ферму и продавать им молоко. Они поулыбались, но в тот же день перезвонили и сказали, что будут ждать мою продукцию.

У фермера из Родионово-Несветайского района еще нет собственного производства, однако козье молоко поставляется в ростовскую сыроварню, где по французским и итальянским технологиям производят сыры. 

«Если продукция интересна потребителю, если есть круг покупателей, то сети всегда пойдут навстречу. На примере своего опыта могу сказать, что нам за два года удалось войти не только в розничные магазины Ростова, но и в основные федеральные сети», – добавил Юрий Панченко. 

Сети заинтересованы и в продукции Алексея Щепетьева, сооснователя фермы «Био-хутор Петровский». По его словам, сбыт налажен не только в области, но и на Севере, Северо-Западе, в Сибири и на Дальнем Востоке. А продукция Романа Пудышева, фермера из Неклиновского района, в основном поступает к оптовым покупателям, которые ее перерабатывают, а затем продают. Для выхода в торговые сети еще нет достаточных объемов, однако уже есть договоренности с крупными магазинами, сообщил он. 

Новый способ продаж предлагает Дмитрий Зарубин, руководитель проекта «Магазин фермерских продуктов «Телега». Он сотрудничает с фермерами из Ростовской области, Краснодарского края и других регионов.

Дмитрий Зарубин

Наше основное условие – чтобы продукция была качественной, натуральной и востребованной среди потребителей», – отметил Дмитрий Зарубин. Поступающие в «Телегу» мясо, молоко, сыры и кулинария, произведенная на основе фермерских продуктов, относятся к продукции премиум-класса. Однако все они востребованы среди ростовчан. Ощутим лишь дефицит каналов, по которым можно приобретать эти товары.

24 часа на ферме 

Как признался Роман Пудышев, на ферме приходится ночевать и практически жить, особенно на стадии запуска. 

«Это в том случае, если ты хочешь, чтобы ферма действительно работала и приносила прибыль», – добавил он. 

Юрий Панченко, городской житель, и вовсе вынужден был вместе с семьей перебраться в Родионово-Несветайский район. 

«Для меня сельское хозяйство – новый опыт. Это я в полной мере осознал, когда завезли коз. Стало понятно, что их нужно кормить, доить и уделять очень много внимания, особенно козлятам», – отметил Юрий Панченко. 

Миллиона не хватит 

Масштабы инвестиций в сельхозбизнес зависят от предполагаемого объема производства. На козью ферму первоначально понадобилось 5–7 млн руб. Основные затраты ушли на доильное оборудование, закупку поголовья и ремонт помещения – бывшего коровника, который пришлось полностью реконструировать для новой фермы. 

Роману Пудышеву 5 млн руб. понадобилось только для обустройства заброшенного свинокомплекса. Всего же было истрачено больше 25 млн руб. 

«Изначально задумывался крупный проект, что естественным образом тянет за собой и соответствующие затраты на клетки, оборудование кормораздачи, убойный пункт», – уточнил он.

По словам Алексея Щепетьева, в растениеводстве расходы не меньше, так как техника, которая необходима для работы в этом направлении, очень дорогостоящая. Не стоит забывать о расходах на семена, удобрения, уборку и хранение продукции. 

Гранты в помощь 

Однако многомиллионные вложения не должны напугать будущего фермера, так как существует несколько существенных форм государственной поддержки. 

«В области действует достаточное количество программ по поддержке предпринимателей, при этом сельхозбизнес имеет ряд преимуществ: фермер может рассчитывать на поддержку как минэкономики, департамента инвестиций и предпринимательства, так и минсельхоза», – сообщила Татьяна Снитко, начальник управления развития малых форм хозяйствования регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия. 

Минсельхозпрод предоставляет начинающим фермерам 1,5 млн руб. В ведомстве уверены, что это достаточная сумма на старте, когда нет стремления выйти на рынок крупных федеральных сетей.

Татьяна Снитко

У нас уже 19 многодетных семей с подобным грантом организовали фермерский бизнес. Чтобы получить этот грант, понадобится около 170 тысяч рублей собственных средств. Остальные безвозмездно выдает государство. Главное – создать не менее трех рабочих мест. В семейном бизнесе эти вакансии могут занять родственники.

Через три года после освоения первого гранта можно претендовать на следующий. Здесь суммы масштабнее, например, на развитие молочного бизнеса предоставляется до 21 млн руб., мясного – около 5,4 млн. 

«Здесь иной подход – должно быть 40% собственных средств, а основная часть предоставляется государством. Этих цифр не надо пугаться. Если у вас грамотно построен бизнес-план, то можно получить кредит. Не надо забывать, что кроме грантовой поддержки субсидируется процентная ставка по кредиту», – добавила Татьяна Снитко. 

Кстати, по сравнению с прошлым годом вдвое увеличены суммы грантов. В этом году они составляют 411 млн руб. Более того, донской минсельхоз будет обращаться в федеральное ведомство за повторным выделением грантов. 

Роман Пудышев – один из первых получателей гранта на возмещение затрат на поголовье. По его словам, сложностей с получением такого вида госпомощи не возникло. 

Фермеры обращаются за помощью и в Ростовское региональное агентство поддержки предпринимателей. 

«С 2009 года в нашем агентстве микрозаймы получили около 1500 сельхозтоваропроизводителей. Их популярность среди фермеров объясняется льготной стоимостью: от 7 до 10%. Чаще всего заем идет на пополнение оборотных средств», – отметила Александра Шитова, начальник управления микрофинансовой деятельности РРАПП.

При этом кредитование фермеров определяется некоторыми особенностями: это, в первую очередь, высокие риски плохого урожая, чрезвычайных ситуаций и неустойчивых цен на готовую продукцию. Довольно сложно спрогнозировать денежные потоки, соответственно, и перспективы возврата займа.

Александра Шитова

Есть возможность индивидуального построения графика погашения задолженности, где будет учитываться сезонность, когда есть минимальное или полное отсутствие выручки. Также предусмотрена возможность реструктуризации долга или же досрочного погашения, что удобно фермерам, когда они получили урожай.

Собираем сельскую команду

Гости ток-шоу отмечают, что немаловажное значение в фермерском деле имеет команда: от доярок и пастухов до водителей, которые развозят продукцию по магазинам. Однако есть сложности с поиском добросовестных работников. Дело в том, что многие, в частности молодежь, отвыкли трудиться. Об этом свидетельствуют статистические данные озвученные, HR-аналитиком Екатериной Соловян: в России 59 аграрных вузов, они выпускают достаточное количество выпускников, однако только 20% из них остаются в сельских профессиях.

Екатерина Соловян

Молодежь привлекают возможность обеспечения жильем и всевозможные социальные гарантии. Я рекомендовала бы начинающим предпринимателям выбирать место будущей фермы, ориентируясь на близлежащие населенные пункты, количество и средний возраст местных жителей, возможность подвоза сотрудников к месту работы. Все это определяет успешность агробизнеса.

Напомним, что ток-шоу «Бизнес-среда» выходит каждую среду в эфире радио «ФМ-на Дону» в 13.00 и на телеканале «ДОН 24» в 19.30. В следующем выпуске программы обсудят, как начинающие предприниматели заявляют о себе.

Комментарии (0)

Материалы по теме

Другие материалы рубрики

Показать ещё