don24.ru ДОН24 ФМ-на Дону Молот Реклама Пресс-центр
Press centre logo
Общество

Михаил Иванцов: «Читающие люди не страдают депрессией»

Выбрать традиционную книгу – все равно, что предпочесть фарфор одноразовой посуде, считает

14 августа, 10:50316 просмотров

Выбрать традиционную книгу – все равно, что предпочесть фарфор одноразовой посуде, считает генеральный директор сети книжных магазинов «Читай-город»* Михаил Иванцов. Федеральная сеть не видит также угрозы ни в гаджетах, не в интернет-магазинах. Компания в ближайшем будущем открывает свой третий магазин в Ростове. 

Есть прогнозы, что скоро традиционные книжные магазины заменят интернет-сервисы и цифровые издания. «Чтение с листа» вымирает?

– Эксперты уже давно перестали делать подобные прогнозы. Во-первых, рост продаж электронных книг на рынках развитых стран США и Европы практически прекратился. То есть на данный момент электронные книги заняли свою нишу и перестали завоевывать новое пространство. Что будет с ними дальше, пока не понятно. Можем вспомнить историю с аудиокнигами, которые так и остались исключительно нишевым продуктом со стабильным, но очень небольшим объемом рынка. Продажи ридеров сегодня вообще падают, хотя еще недавно никто не мог предположить такое развитие событий. Вместе с тем многочисленные исследования и данные подтверждают устойчивость и полезность «чтения с листа». Школьники и студенты лучше понимают и запоминают то, что прочитали на бумаге. Физическое перелистывание помогает читателю лучше отследить развитие сюжета. Традиционная книга, в отличие от электронной, активирует у читателя больше ощущений, задействуя больше разных участков мозга. Книга, кроме информационной ценности, имеет объектную, предметную ценность. Выбрать традиционную книгу – все равно, что предпочесть фарфоровый сервиз одноразовой посуде. Для многих покупателей по-прежнему важно физическое ощущение книги в руках: полистать страницы, почувствовать фактуру переплета. Поэтому бумажная книга никуда не исчезнет.

Государство поддержит книжный бизнес: в Госдуму внесен законопроект, предлагающий установить льготную арендную ставку для магазинов, а также разрешить размещать в них буфеты. Эта законодательная инициатива существенно изменит ситуацию на книжном рынке? Конкретно в вашей компании?

– Очевидно, что потребность в активных действиях по поддержке книготорговой отрасли давно назрела. Общество и государство должны создавать условия и инфраструктуру для сохранения и развития собственной культуры и системы сохранения и распространения знаний. А поскольку книжные магазины являются элементом такой инфраструктуры, драйвером в этом процессе, то книжная отрасль могла бы рассчитывать на определенные преференции со стороны государства. Сейчас для книжных магазинов установлена та же арендная ставка, что и для ресторанов и бутиков дорогой одежды. Именно этот фактор влияет на то, что книжным магазинам все тяжелее выживать на рынке. Если инициатива по снижению арендной ставки реализуется, то появится хороший резерв для развития книжной торговли. Хотя надо отметить, что льготная арендная ставка будет использоваться только для сдачи в аренду помещений, находящихся в муниципальном или государственном владении. Для книжных магазинов, которые располагаются на территории частных помещений, применять льготную арендную ставку не будут. Магазины же сети «Читай-город» открываются, прежде всего, в зоне street-retail – на центральных городских улицах, в крупных торговых центрах, то есть в объектах коммерческой недвижимости. Здесь изменений, к сожалению, не предполагается. А что удастся сделать на государственных площадях – большой вопрос. Любой ритейл – это траффик. Это «место, место и еще раз место».

Какую долю в общих затратах книготорговцев занимает аренда?

– Она может занимать внушительную долю затрат и в ряде случаев –  расположение магазина в неудачном месте, слишком высокая арендная плата – поглотить буквально все, включая и сам бизнес. Поэтому вопрос снижения арендной ставки является для нас ключевым.

Взамен льготной ставки по аренде Минкультуры намерено влиять на ассортимент книжных магазинов. Чем это грозит и кто сейчас решает, какую книгу выставлять на полку?

– По поводу озвученного пожелания Минкультуры влиять на ассортимент книжных магазинов в обмен на льготную ставку аренды, то, как говорится – «кто платит, тот и заказывает музыку». У государства есть свои интересы, которые оно так или иначе проводит в жизнь. При этом история нашей страны, да и других стран, свидетельствует, что эти интересы не всегда бесспорны. Поэтому при подобной ситуации всегда есть угроза свободе выбора. Это одно из базовых противоречий, которое вынуждено решать любое общество. Сейчас формированием нашего ассортимента занимается департамент закупок. Главный принцип его работы – не делать различий между «большими» и «маленькими» издательствами, учитывать предложения самых разных поставщиков. Это позволяет в каждом магазине сформировать уникальный ассортимент книг по самым разным отраслям знаний. Кроме того, мы сотрудничаем со многими региональными издательствами. Например, в Нальчике есть даже специальный отдел – книги нашего края. В этом регионе кавказское краеведение и культура вызывают большой интерес. Покупатель знает, что, придя в любой «Читай-город», он найдет максимально широкий ассортимент книг.

Госзакупки как-то помогают книготорговцам?

– Нынешний объем государственных закупок книг не позволяет говорить о существенном влиянии на книготорговлю в целом. Он слишком незначителен. Что касается учебников, то это достаточно специфическая часть рынка, имеющая сезонный спрос.  

Некоторые бизнесмены признают, что сегодня оставаться на плаву книжным магазинам позволяет продажа сопутствующих товаров. Так ли это?

– Канцтовары и подарки – традиционная составляющая ассортимента книжных магазинов еще с советских времен. И не только в нашей стране. Зарубежный опыт также демонстрирует подобную практику. Более того, там идут еще дальше и включают книги в концепцию мультибрендовых магазинов, задающих всеобщие тренды стиля, включая одежду, современную технику и прочее. Наша сеть в этом отношении не является исключением. Мы стараемся максимально удовлетворять потребности покупателя и соответствовать его ожиданиям. Для этого мы не только представляем привычные, но и активно развиваем новые товарные группы, например для художников, хобби и творчества. Однако основную долю ассортимента «Читай-города» – 71% – по-прежнему составляют книги. Это наша принципиальная позиция.    

*У сети уже есть два книжных магазина в Ростове. Ранее они назывались «Новый книжный», но с этого года стали работать под брендом «Читай-город».  

Комментарии (0)

Материалы по теме

Другие материалы рубрики

Показать ещё