don24.ru ДОН24 ФМ-на Дону Молот Реклама Пресс-центр
Press centre logo
Экономика

Роман Забродин: «Полученные в вузе знания оторваны от требований производства»

Почему работодателей не устраивает уровень работников, приходящих в IT-отрасль после вуза

18 января, 12:26403 просмотра

Гендиректор ООО «РнД Софт» Роман Забродин рассказал об эксперименте по обучению студентов с участием работодателя.

Чего в «этом супе не хватает»

– Где, по-вашему, проколы в образовании специалистов IT-отрасли? Что мешает им прийти и с первого дня работать на равных со всеми в IT-компаниях, то есть на том рынке, который сегодня активно развивается?

– Не хватает понимания, как работают компании в рамках производственного процесса.

– Почему же процесс образования у нас оторван от производственного процесса – особенно сегодня, когда только и говорят об этой дистанции?

– Когда есть два мира, из которых каждый существует по своим законам, в своей деятельности они практически не пересекаются. У нас производство живет по своим законам, а образовательное учреждение – по своим, регулируемым госстандартами, которые в недавнем прошлом были десятилетней давности. Но вот они изменились, вузам дали вроде бы вольность, но контингент людей, которые учат студентов, в большинстве своем на производстве не работал. А как можно учить производственным технологиям, когда сами преподаватели не имеют к ним отношения? Процесс работы над программным обеспечением в крупных компаниях не менее сложен, чем сборка комбайна: это аналитика, проектирование, разработка, тестирование, внедрение, сопровождение. А студентам дают «кусочные» знания обо всем. Из-за этого у них нет общего видения этого процесса.

– А что же они тогда предъявляют в качестве дипломной работы?

– Опять же, небольшие отрывки. Могут сделать сайт в Интернете. Десять лет назад это было ого-го! А сегодня такое должно делаться на первом курсе в рамках курсовых работ. Даже в школе сейчас такое делают.

– И вы решили заняться исправлением ситуации хотя бы для своей компании?

– У меня педагогический стаж 10 лет и чтение лекций в вузах. Я был председателем ГАК в электротехническом колледже, в колледже связи и информатики, так что проблему я вижу изнутри. В системе профобразования сегодня больше бизнеса, чем стремления к какому-то результату. Но самое главное – это низкая квалификация преподавателей. У многих из них – отличное знание теории, но не практики. Плюс тот факт, что преподавателя «бросают» с предмета на предмет каждый год. А для того чтобы хорошо освоить предмет, знать все его особенности, нужно преподавать его несколько лет.

Работодатель знает, что делать

– В чем заключался смысл затеянного вами эксперимента?

– Однажды я в качестве председателя ГАКа оказался на защите дипломных работ и был в ужасе от их уровня. Они формально соответствовали гостребованиям, но по сути – нет. Можно сказать, что выходят сегодня дипломники в жизнь, не обладая и 10% знаний, что необходимы для начала работы.

– Такое есть не только в вашей профессии.

– Потом прошла встреча с руководством колледжа связи и информатики. Я объяснил им, что большинство учебных заведений очень далеки от реального мира, и спросил, хотят ли они ситуацию изменить? Мы, работодатели, готовы помочь. Первое, что было решено, – на базе четвертого курса создать экспериментальную группу. Это был 2014/2015 учебный год. Мы посмотрели, кого на рынке труда более всего не хватает. Оказалось – front-еnd-разработчиков, тех, кто занимается публичной частью сайтов, если по русски – веб-технологов.

Из-за отсутствия опыта преподаватели дают студентам то, что понимают сами. Но это оторвано от того, что реально необходимо знать студенту для работы в IT-сфере.

– Неужто вы не встретили никакого сопротивления со стороны преподавателей?

– Разумеется, я услышал, что согласно образовательному стандарту это невозможно. Пришлось взять в руки стандарт третьего поколения, даже не последний, и убедиться в том, что там записаны общие понятия, связанные с технологическим процессом, – и более ничего! Из-за отсутствия опыта преподаватели дают студентам то, что понимают сами. Но это оторвано от того, что реально необходимо знать студенту для того, чтобы работать на производстве. 

Мы взяли дисциплины учебного плана четвертого курса и наполнили их нужным контентом. Весь этот проект мы вели через идеологию стартапов: когда есть идея и команда, которая реализует ее. На первых занятиях студенты провели мозговой штурм и выбрали идеи проектов. Далее они распределились на команды, определив каждый свои роли – менеджер проекта, аналитик, тестировщик, разработчик, дизайнер интерфейсов. Было запущено специальное программное обеспечение, которое учитывало жизненный цикл проекта и все те документы, которые должны получаться в ходе производственного процесса. Потом им дали методологии разработки программного продукта, облачные технологии и сервисы, потом – документацию, сертификацию, тестирование, потом – программирование на JavaScript+AngularJS и серверное программирование на Ruby-on-Rails. 

– Сколько времени вы работали со студентами?

– Занятия шли в течение семи месяцев плюс преддипломная практика. 

– Все выдержали такую интенсивную работу?

– На занятия ходили человек 15 из 28. И это вторая проблема: большинство студентов в ходе выбора учебного заведения еще не понимают, куда их отправляют родители. Многие на втором-третьем курсе уже понимают, что выбранная профессия – не то, что им нужно. И это поздно: это нужно понять на первом-втором курсе, для чего уже тогда стоит давать побольше введения в специальность, именно тогда нужно начинать общаться с работодателями, чтобы студенты поняли, их это дело или нет. И со второго-третьего курса уже должно идти осознанное обучение. Но даже в этих условиях мы говорим: ну не выйдет с курса 25 хороших программистов! Потому мы должны выпускать и аналитиков, и тестировщиков (в РФ не готовят специалистов по тестированию программного обеспечения!), и других специалистов.

– А как отнеслись к такому преобразованию учебного процесса сами преподаватели, когда встретились с реальными людьми с производства?

– Более половины встретили изменения в штыки. Однако им объяснили, что если в этом направлении они не будут работать сегодня, то вскоре вообще потеряют работу, так как студенты не захотят у них учиться.

Дипломная работа как основа для трудоустройства

– С чем вы оказались «на выходе» эксперимента?

– Мы привлекли к работе коллег еще из двух компаний. Привлеченным специалистам часы оплачивал колледж, своих сотрудников мы отпускали вести занятия в их рабочее время. На всех занятиях должны были присутствовать преподаватели-дублеры, которые не просто следили за дисциплиной, но и учились вместе со студентами. Им были переданы все документы и технологии для преподавания в других группах. В идеале каждый преподаватель должен был пройти стажировку у нас в течение двух-трех месяцев, чего, к сожалению, не случилось. Но я считаю, что это должно стать обязательным требованием при аттестации преподавателя.

Большинство студентов прошли преддипломную практику, продолжая свою работу. В марте вместе с другими работодателями мы разработали требования к выпускным квалификационным работам, требования достаточно серьезные. Дипломами стали разрабатываемые стартапы, у кого-то был коммерческий заказ с производства, кто-то делал свой сайт. Все эти разработки были проведены через реальный производственный процесс.

Когда есть четкие требования и критерии оценки дипломов, защита диплома для студентов становится первой полноценной интереснейшей работой.

– И что – все прошли через горнило ваших требований?

– Прошли, я сам был этому удивлен. Мы разработали и экономическую модель проектов и методическими рекомендациями внедрили ее в учебный процесс. То есть теперь студенты представляют себе, из чего складывается стоимость владения продуктом, сколько стоит час работы разработчика, каковы косвенные затраты, прямые затраты, амортизация. Ранее им давали экономику, скажем так, на уровне строительства предприятий связи. А для стартапов существует отдельная, так называемая юнит-экономика (совокупный показатель, который определяет, есть ли финансовый смысл в масштабировании проекта и где у проекта точка безубыточности. – Прим. don24). Этому никто в вузах также не учит. В Южном IT-парке постоянно проходят на эти темы бесплатные семинары. Но, к сожалению, преподаватели учебных заведений практически не посещают эти занятия. Более того, вузы побоялись провести у себя эксперимент, о котором я рассказываю. Потому хочу выразить огромную благодарность директору колледжа связи и информатики Михаилу Борисовичу Стрюкову за его всестороннюю поддержку. Таким, по мнению работодателей, и должен быть руководитель учебного заведения.

– Каков итог эксперимента?

– На выходе мы получили три стартапа, два разработанных мобильных приложения. Одна из команд писала крупный проект, который потом дорабатывала в нашей компании. Закончив его, люди трудоустроились в разные компании. В итоге нашли работу 12 человек из экспериментальной группы, то есть все те, кто работал с нами.

– Продолжение следует?

– Да, теперь уже мы отобрали студентов согласно их желанию учиться в экспериментальной группе. Мы создали hackspace (лабораторию, где собираются люди со схожими интересами для общения. – Прим. don24), колледж приобрел компьютерный класс для разработки мобильных приложений для продукции компании Apple. Учебная программа была расширена. Но требования для всех студентов остались прежними. А когда есть понятные требования, отражающие производственную действительность, а также четкие критерии оценки выпускных работ, для студентов процесс защиты диплома превращается в первую полноценную интереснейшую работу, которая может стать основой как для трудоустройства, так и для запуска своего бизнеса.

Комментарии (4)

Студент
18.01.2016
По делу говорит. И начинания хорошие.
Ирина
20.01.2016
Работала с Романом и его командой как заказчик. Они профессионалы. Уверена, им есть чему научить и студентов, и преподавателей.
Владимир
19.01.2016
помню он преподавал у меня, учил нас таким же неактуальным вещам на которые теперь жалуется в статье
ПрохожийВладимир
20.01.2016
Вова, ты прав!
25.03.2016
Студенты мстят)) Некрасиво
Мария
19.01.2016
Роман очень наивен в своих субъективных суждениях и далек от реальных потребностей рынка. Видно что не профессионал.
ИринаМария
27.04.2016
Мария, ВЫ толком не можете излагать свои мысли.Прежде чем обвинять других в этом, научитесь сами тому, на что ссылаетесь. Кроме этого, полагая что кто то не профессионал, Вы явно даете понять что Вы сами более низкого уровня и действуете из корыстно завистливых побуждений. А для продолжения просто пропейте успокаивающее.

Материалы по теме

Другие материалы рубрики

Показать ещё