don24.ru ДОН24 ФМ-на Дону Молот Реклама Пресс-центр
Press centre logo
Экономика

«Бизнес-среда»: как заработать на праве

Гости ток-шоу рассказали, как создать успешное адвокатское бюро

12 октября, 08:45115 просмотров

Одна из тенденций последних лет – создание собственных юридических фирм и адвокатских бюро бывшими сотрудниками крупных отечественных компаний. Что движет молодыми амбициозными юристами, которые выходят в самостоятельное плавание? Об этом рассказали герои «Бизнес-среды» Роман Лежнин, управляющий партнер адвокатского бюро «Лежнин, Сердюков, Мельдер и партнеры», и Олег Михайленко, управляющий партнер адвокатского бюро «Михайленко и партнеры». 

В реестре Адвокатской палаты Ростовской области числятся около 2500 адвокатов, примерно столько же занимаются частной практикой. На рынок юридических услуг также ежегодно выходят 2500 выпускников вузов, получивших соответствующую специальность. Однако, по словам гостей ток-шоу, все эти игроки рынка влияют на конкуренцию не принципиально.

– Спрос общества на юридические услуги, юридическую помощь растет год от года. К юристам и адвокатам обращаются и бизнес-сообщество и население. Развитие рынка юридических услуг неизбежно будет расти вслед за экономикой России в целом и увеличением количества предпринимателей в частности. В первую очередь это связано с правовым просвещением, которое сейчас активно продвигается. Многие хотят знать, как защищены их права и как они могут их реализовать, – рассказал Роман Лежнин.

Под влиянием Артура Конан Дойля 

Однако для выхода на этот рынок и привлечения клиентов недостаточно одного лишь высшего юридического образования. Как отмечает Роман Лежнин, самостоятельно открыть юридическую фирму или адвокатскую контору достаточно тяжело.

– Для начала необходимо войти в профессию, понять суть оказываемых услуг, разобраться, в чем ваши личные преимущества перед другими юристами. У меня все это произошло достаточно быстро, так как я начал практиковаться на четвертом курсе университета и первую юридическую фирму как соучредитель открыл, будучи выпускником. Но это скорее исключение, чем правило, – уточнил Роман Лежнин.

Олег Михайленко вспоминает, как с 13 лет мечтал стать юристом, – после того как перечитал все книги Артура Конан Дойля. О собственной фирме задумался, когда аспирантом поехал за границу на стажировку от федеральной ассоциации адвокатов. Впечатлившись респектабельными офисами, он понял, что должен работать в такой же компании.

Широко открытыми глазами

– Практика показывает, что мы занимаемся преимущественно защитой бизнеса. Но я не откажу хорошему клиенту в решении частных вопросов. Например, если мы ведем дела директора компании и однажды ему понадобится помощь в составлении брачного контракта или при разводе, – рассказал Олег Михайленко.

При этом герои ток-шоу отмечают, что на начальном этапе у юриста не будет возможности выбирать, какие именно услуги он будет оказывать. На старте важно просто удержаться на этом рынке.

– Своим бывшим студентам, которые становятся юристами-практиками, я рекомендую заниматься делами разной специализации. Я всегда сравниваю профессию юриста с профессией врача. Судите сами: где будущему хирургу набираться опыта, как не в муниципальных клиниках, где много клиентов, где идет текучка кадров? Это лучше, чем сразу пойти в частную клинику, но все время только подавать именитому хирургу инструменты. Так и юристу – сначала стоит поработать в государственных органах, например на таможне, – говорит Олег Михайленко.

Аналогичного мнения придерживается и Роман Лежнин. Он отмечает, что начинающего юриста не должна пугать небольшая зарплата на низших должностях, которые не требуют высокой квалификации, например помощника нотариуса или адвоката.

– Также я советую своим студентам выбирать направление будущей деятельности с широко открытыми глазами, потому что желание сразу же работать только в престижных компаниях сомнительно и по сути нереально. На старте главное – заработать репутацию, – уточнил Роман Лежнин.

Узнаваемая репутация

Герои «Бизнес-среды» отмечают, что у юристов нет иного способа привлечения клиентов, кроме как посредством сарафанного радио. В американском опыте есть масса примеров, когда ни одна маркетинговая стратегия не принесла ни цента. В отношениях клиента и адвоката имеет значение только доверие, которое не создаст никакая реклама. Важно понимать, что сфера юридических услуг более доверительная, чем, к примеру, стоматологических. Ведь перед адвокатом клиенту нужно открыться полностью, как перед священником, говорят герои ток-шоу.

– Мы выделяли бюджеты на рекламу, начиная от примитивных вывесок, сообщений в СМИ и заканчивая обзвонами потенциальных клиентов, но ни копейки не вернулось. Вначале надо заявлять о себе через знакомых, родственников, – уверен Олег Михайленко.

Также, по словам Романа Лежнина, прямая реклама, которая работает при продаже товаров и услуг, в юридическом бизнесе неэффективна.

– Однако не стоит оставлять без внимания контекстную рекламу. Она играет важное значение, о себе нужно заявлять на мероприятиях, а также на таких телевизионных программах, как ваша, – добавил Роман Лежнин.

Адвокатское бюро и партнеры

Адвокатское бюро могут создать только юристы, получившие статус адвоката и включенные в реестр Адвокатской палаты Ростовской области. Согласно законодательству, организовать его могут два и более партнера, между которыми заключен договор. Его никто не может потребовать, так как это исключительно внутреннее соглашение.

– В адвокатском бюро существует разделение ответственности между партнерами. Важно понимать: это не коммерческая организация, адвокатская деятельность вообще не признается предпринимательской. Однако мы не можем уйти на «упрощенку», платим 13% НДФЛ и все платежи как предприниматели. Но есть ради чего терпеть такие неудобства – это адвокатская тайна. Именно она позволяет быть спокойными нам и, главное, нашим клиентам, – отметил Олег Михайленко.

Роман Лежнин также добавляет, что несмотря на то что адвокатское бюро предоставляет не юридические услуги, а помощь, при этом ответственность, в частности, перед Адвокатской палатой и Министерством юстиции РФ, гораздо шире.

– Использование в названии фамилий пошло из англосаксонских традиций. Это связано прежде всего с персональной ответственностью каждого адвоката и вызывает доверие. В партнерстве используется комплексный подход. Все зависит от категории дел и доверителя, который к вам обратился. Нет единого механизма работы, все индивидуально, – добавил он.

Правила бизнеса от Евгения Деменского

Первый заместитель главы Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Евгений Деменский отметил, что, открывая юридическую фирму или занимаясь частной практикой, важно понимать особенности этого бизнеса.

Правило № 1. С самых первых дней стоит высоко ценить репутацию и выкладываться на все 100% в каждой ситуации. Крупные юридические компании носят имена своих управляющих партнеров именно потому, что последние заслужили исключительную репутацию и уважение у своих коллег и клиентов.

– Юридический бизнес очень сильно связан с именем и личностью конкретного юриста либо адвоката. Редко кому удавалось создать компанию, которая успешно продолжала свою деятельность после того, как ее основатель, руководитель или лидер отходил от дел. Поэтому в данном бизнесе на пассивный доход рассчитывать не стоит, – уточнил Евгений Деменский.

Правило № 2. Из-за повышенного предложения на рынке юридических услуг придется в буквальном смысле бороться за клиента. В такой борьбе можно на добровольных началах и без оплаты доказывать свои преимущества победами в громких делах. А еще можно просто удачно разместить свой офис поближе к судебным учреждениям.

Правило № 3. Законодательство меняется очень быстро, а значит, юрист должен быть в курсе всех его изменений и уметь в них грамотно ориентироваться.

Ток-шоу выходит каждую среду в эфире радио «ФМ-на Дону» в 13.00 и на телеканале «ДОН 24» в 19.30. В следующем выпуске программы обсудят, как как заработать миллион в автосервисе.

Комментарии (0)

Материалы по теме

Другие материалы рубрики

Показать ещё