don24.ru ДОН24 ФМ-на Дону Молот Реклама Пресс-центр
Press centre logo
Экономика

Фермерский выход

Как на Дону реализуется экопродукция

26 сентября, 11:3059 просмотров

В трендах потребления – отечественные натуральные продукты с надписью «эко». Освоить эту нишу взялись бизнесмены, предлагающие ростовчанам всевозможные способы покупки продукции, заботливо произведенной фермерами. Однако не все из них задерживаются на этом рынке.

Большинство россиян, а именно 72%, все чаще интересуются, где и как был произведен или выращен продукт. 81% хотят знать обо всем, что входит в его состав. 71% жителей нашей страны готовы платить больше за продукты и напитки, в составе которых отсутствуют нежелательные элементы – искусственные ароматизаторы, красители и ГМО. Об этом свидетельствуют данные мирового эксперта в области маркетинговой информации Nielsen.

Один из первых магазинов здорового питания появился в Ростове-на-Дону в 2009 году. Его основатель Юрий Корецких спустя некоторое время решил оставить этот бизнес и кардинально сменил род деятельности, стал покорять IT-отрасль. По его словам, дело, связанное с «Этичным магазином», было прибыльным, однако со временем превратилось в рутину.

Ради здоровья

Сейчас подобных экомагазинов в донской столице более 10. По словам продавца-консультанта магазина Vegan Shop Натальи Земляновой, экономическая ситуация на спрос не повлияла. Существенное значение оказывает лишь летний сезон, когда основные покупатели магазина – вегетарианцы – уходят на рынок за свежими овощами и фруктами. При этом клиентами данного ретейла являются абсолютно разные люди, и среди них не только те, у кого достаток выше среднего, но и пенсионеры.

– Чаще всего потребители выбирают натуральные продукты, так как в них нет тех компонентов, которые могут навредить здоровью, в том числе и фигуре. Это самое главное, – уточнила Наталья Землянова.

Для отдельных покупателей подобные торговые точки – это возможность сделать покупки в постные дни, когда особенно востребованы пшеничная колбаса, соевый сыр и другие продукты, приготовленные из сои. Спрос есть и на сладкие изделия, которые не содержат яиц и маргарина.

Модная привычка

Однако для потребителей, которые закупаются в подобных магазинах, существенную роль играет и фактор моды.

– Здоровый образ жизни, правильное питание сейчас в тренде, поэтому ростовчане предпочитают покупать экопродукты. Мы открыты для сотрудничества с фермерами, однако у нас довольно жесткие требования при отборе продукции, ее проверяет отдел качества. Самое главное – чтобы эти товары не содержали сахара, желательно – и соли, и никаких консервантов, в том числе из категории Е, – уточнила Екатерина Куприс, продавец-консультант интернет-магазина «настоящей» еды «И-мне».

Как «Мажора» заменил «Львович»

Оставить мечту о сбыте нового уровня решил и молодой предприниматель из Таганрога Владимир Нещадимов, владелец томатной фермы, которая год назад принесла ему победу в региональном конкурсе бизнес-идей среди молодых предпринимателей. В 2015 году в беседе с «Молотом» он рассказывал, что намерен создать экологически чистый продукт для продажи в элитных московских магазинах.

– Когда мы только начинали этим заниматься, планировали со временем выпускать экопродукт. Однако позже осознали, что без субсидий сделать это невозможно, а рассчитывать на государственную поддержку не могли, так как не попадали под различные критерии. Например, вместо одного гектара земли мы выращивали помидоры на площади в девять соток, да и прибыль у нас была небольшая на тот момент. В итоге тратиться на экологичные удобрения и продавать помидоры по обычной рыночной цене было бы не просто невыгодно, но грозило разорением. Сейчас мы используем проверенные удобрения и хорошо развиваемся и без VIP-клиентов, – рассказал о текущем положении дел Владимир Нещадимов.

Для молодого фермера по-прежнему важны обычные покупатели, которые приходят за его продукцией на городской рынок. В магазины он еще не выходит, так как это невыгодно из-за дорогостоящей аренды.

За год фермер Нещадимов увеличил объем продаж вдвое. Если в 2015 году на трех сотках он высадил 1000 кустов томатов и получил около 2000 тонн, то в этом году на четырех сотках с 1500 кустов вырастил около 4000 тонн овощей. Кстати, он сменил сорт помидора «Мажор» на «Львовича» и «Фенду».

– Решил попробовать новый сорт. По вкусу существенных отличий нет, а объем продукции больше, – пояснил Владимир Нещадимов.

В режиме паузы

Помогать со сбытом экопродукции фермерами стали специальные компании, подобные родоначальнику фермерского движения в России – московскому кооперативу LavkaLavka. Одной из них в донской столице стала в 2014 году «Коза-Дереза». Ее основатели наладили контакты не только с местными производителями, но и с кубанскими. Однако спустя некоторое время проект закрылся. Аналогичная участь настигла в конце лета и специализированные сети по продаже фермерских продуктов в Москве, в частности ООО «Гирлянда». Владельцы сети объяснили это тем, что покупательная способность населения упала в два раза по сравнению с 2014 годом с учетом того, что фермерские продукты находятся в сегменте дорогих товаров.

Пришлось «поставить на паузу» и магазин фермерских продуктов «Телега». Ростовчанин Дмитрий Зарубин несколько месяцев назад уверял, что продукция премиум-класса востребована среди ростовчан. Сложности были лишь с нехваткой каналов, по которым можно приобретать эти товары.

– Начав реструктуризацию летом, мы решили перестроить систему полностью и «отвязать» «Телегу» от прочих проектов как по производственной базе, так и по финансовой части. Проект не заморожен, но и отгрузки пока что не производит, – сообщил Дмитрий Зарубин. – Будем реализовывать фермерские продукты, но больший упор сделаем на кулинарию из них. По остальным вопросам пока ничего подробнее сказать не могу, все в процессе работы.

Пробиться в сети

При этом глава крестьянского фермерского хозяйства из Родионово-Несветайского района Юрий Панченко отмечает: ошибочно полагать, что популярный натуральный продукт, произведенный фермером, обязательно дороже.

– Например, наше козье молоко дешевле промышленного со сроком хранения полгода. Да и у других продуктов цена не всегда выше. Нами в цену молока закладывается себестоимость его производства, пастеризации, упаковки плюс торговая наценка магазинов, – рассказал Юрий Панченко.

Он также добавил, что если продукт качественный и востребованный, то сложностей с его реализацией не будет, в том числе и в торговых сетях.

Комментарии (0)

Материалы по теме

Другие материалы рубрики

Показать ещё