don24.ru ДОН24 ФМ-на Дону Молот Реклама Пресс-центр
Press centre logo
Экономика

Страховщики обеспокоены решением государства взять под контроль пункты техосмотра

В стране стремительно растет число ДТП из-за неисправных автомобилей

01 августа, 17:0386 просмотров

Только-только обладатели автомобилей свыклись с новым порядком, а систему снова переделывают. В 2011 году ответственность за техосмотр машин была передана Российскому союзу автостраховщиков (РСА) – члены союза проводили аккредитацию операторов станций техосмотра, теперь это право у РСА хотят отнять. На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов МВД опубликовало документ с поправками к закону № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2011 года. Законопроект предлагает передать права на аккредитацию операторов станций техосмотра федеральным органам исполнительной власти, то есть вернуть ГИБДД контроль над техосмотром. 

Законопроект еще не принят, но уже вызвал волну возмущений. Против изменений ополчились не только водители: 22 июля РСА опубликовал заявление, в котором выразил готовность отстаивать сохранение полномочий на техосмотр. Президент союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что достаточно расширить полномочия РСА в контрольных мероприятиях и усилить взаимодействие с ГИБДД, но менять работающую систему не нужно:

«Причина всех проблем кроется не системе, а в несовершенстве законодательства и отсутствии правовых барьеров».

Техосмотр не пригодится

Законопроект от 2012 года был частично обусловлен повышением уровня коррупции среди работников ГИБДД – взятки давали, большей частью, из-за нежелания отстаивать днями в очередях, не брезговали взятками и владельцы транспортных средств, которые нуждались в ремонте: пара нужных людей – и неисправная машина получает право выхода на дорогу.

«Иногда приходилось брать отгул на работе, чтобы провести в ГИБДД целый день», – говорит водитель с 12-летним стажем Яна Ильина. – Первая машина у меня была подержанная, с пробегом. Ходила каждый год».
Введенный в 2011 году закон не показал ожидаемого результата, количество неисправных авто на дорогах только выросло.

По словам оператора Ростовской станции техобслуживания, пожелавшего остаться неназванным, поломанные авто на осмотре – не редкость. 

«Конечно, никогда не даем разрешение на эксплуатацию, если машина неисправна, но часто привозят с мелкими поломками и недоработками. С фарой или зеркалом, у кого-то коробка передач залипает. Водитель карту получает, но мы выдаем расписку о том, что он должен будет пройти техосмотр после ремонта. Правда, в стране кризис – могут не починить и ездить на авось. Все равно карта нужна сейчас только для получения страховки – на дороге не проверяют».

По данным ГИБДД РФ, количество аварий на дорогах, случившихся из-за использования неисправных автомобилей, выросло только за первые два месяца 2016 года на 83%. Эксплуатация технически неисправных автомобилей за этот срок привела к 457 ДТП.

Хотели как лучше

Принятый в 2011 году закон № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен был улучшить ситуацию с коррупцией. Результат получился совсем другим – страховщики и операторы станций наладили успешное взаимодействие. Водителям, обратившимся за страховкой и не имеющим диагностическую карту, выдают направление в подручную станцию ТО – остается только приехать за документом. И не факт, что машину осмотрят, в большинстве случаев оператор даже не проверит ее наличие. Конечно, цена услуги сильно превышает себестоимость – бизнес прибыльный, вот и сложилась в стране хорошо отработанная коррупционная система. Такие махинации не только приносят вред репутации добросовестных страховщиков. Последствия от эксплуатации неисправного автомобиля могут быть плачевными и для водителей и для пешеходов.

Коллапс

Согласно действующему закону № 170-ФЗ, если ответственное лицо подписалось в карте под заключением об исправности автомобиля, но ДТП по этой причине все же произошло, водитель вправе подать на оператора в суд, а вот страховая из-за этого ничего не теряет – если карта заполнена неправильно, в выплате компенсации могут отказать. Недобросовестным операторам по судам ходить не хочется, поэтому участились случаи мошенничества с фальшивыми бланками и печатями.

«Бывает, что карту получают просто для того, чтобы была бумажка для оформления страховки – у нее цена повыше. Это уже готовый бланк с мокрой печатью и подписью. Его нужно просто распечатать», – говорит сотрудница Ростовской страховой компании Алиса Бездомная.

По правилам все диагностические карты должны быть внесены в базу ГИБДД. Фальшивые бланки в эту базу не заносят. Если Госавтоинспекция снова получит право проверять талоны техосмотра, может случиться коллапс, никто не застрахован от неосмотрительности – водитель может и не подозревать, что его карты нет в базе.

Пойдет ли на пользу очередное изменение законопроекта, пока неясно. На данный момент пунктов техосмотра, официально аккредитованных ГИБДД, очень мало. Если их число не увеличится, снова будут очереди и уровень коррупции не изменится, а взяточничество будет процветать теперь уже на государственном уровне. Поправки к закону пока не приняты. Всероссийская ассоциация автостраховщиков единодушна в одном – система ТО требует срочных изменений. Вопрос не только в спекуляции документами и коррупции – речь идет о безопасности пешеходов и водителей.

Текст: Владислава Хижняк 

Комментарии (1)

Георг Вилькенштейн
01.08.2016
Вообще то автор совершенно не разобрался в теме вопроса.. Портить "Доброе имя" страховщиков, тех компаний которые сами эти же диагностические карты и выдают, или тех страховщиков что в последствии из за своей жадности породили так называемых автоюристов? Борьба за финансовые потоки вечно прикрывается безграмотными или продажными журналистами, формирование общественного сознания продолжается...

Материалы по теме

Другие материалы рубрики

Показать ещё